Смекни!
smekni.com

Историческое развитие социальной философии (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по философии на тему № 2

«Историческое развитие социальной философии»

Преподаватель:

Работа выполнена:

Факультет: Менеджмент и маркетинг

Киров – 2009

Содержание.

Введение

1. Позитивная модель социальной философии О. Конт…………...…..…..…4

2. Суть органической теории общества Г.Спенсер………………………......11

3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности…………………………………….14

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки.

Выбор философских концепций, предоставляющих такую возможность, не так велик. К одной из наиболее заметных концепций можно отнести постпозитивизм. Данное философское направление относительно молодо

(работы его основоположника Карла Поппера относятся к 30-м годам нашего века), однако воздействие его идей – как в “узком кругу” философов науки, так и общекультурное – представляется весьма значительным. Многообразие составляющих его идей – стимул мощной эволюции – вылилось в создание достаточно правдоподобной философской картины науки сегодняшнего дня, дополнительную ценность которой придает ее уникальность. По этой причине анализ идей философии постпозитивизма представляется необходимым для понимания закономерностей функционирования и развития современной

науки. Задача социальной философии состоит, прежде всего, в том, чтобы выдвинуть перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усилия на их реализацию. Выбрав тему контрольной работы, я постараюсь рассмотреть основные направления социальной философской мысли, получив развитие в прошлом и нынешнем столетиях, раскрыть поставленные задачи в полном объеме.

Позитивная модель социальной философии О. Конт

Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20-40х годов прошлого столетия.

Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в., был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Позитивизм возник в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе.

ПОЗИТИВИЗМ - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Что же такое “позитивное” в истолковании основателя позитивизма? Конт указывает пять значений этого слова:

- реальное в противовес химерическому;

- полезное в противовес негодному;

- достоверное в противовес сомнительному;

- точное в противовес смутному;

- организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция. Позитивное мышление, которому свойственны теологический, метафизический и позитивный признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма.

С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основателем позитивизма является О. Конт.

Огюст Конт (1798—1857) родился во французском городе Монпелье и семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее; этого города. Увлекался либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, и проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу, а 1816 его исключают за вольнодумство. Затем он возвращается месяцев в Монпелье, слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь уроками математики.

1817—1824 гг., он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем:

– «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество»;

–«Система позитивной политики».

В 1825 г. Конт заключил брак «по благородному расчету» с бывшей проституткой Каролин Массэн. У него было серьезное психическое заболевание, попытался закончить жизнь самоубийством.

С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни «Курс позитивной философии» в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. В своей работе Конт рассматривает «закон трех стадий» развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Согласно этому закону все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения – ее предназначение.

В 1844 г. социолог публикует «Рассуждение о духе позитивной философии».

В 1848-1851 гг. — «Рассуждение о позитивизме в целом».

В 1851 г. — «Позитивистский катехизис» (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов).

В 1851—1854 гг. — «Систему позитивной политики».

В 1848 г. Конт создает «Позитивистское общество», задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.

Считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» [1996. С. 39—40] Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Так как законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов. Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравни тельный, исторический и в определенной степени математический методы.

Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление. Все эти направления и течения позитивизма отличались стремлением объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора».

Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов.

Социальная статика: Высшей целью для социальной статики – обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики – законов прогресса.

Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование.

Социальная статика выделяет “структуру коллективного существа” и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. “Подлинный социологический элемент” - не индивид, а семья.

Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: “...Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера...” Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.