Данный парадокс разрешим, если принять во внимание интервальную диалектику прерывного и непрерывного в познании, выражающуюся, в частности, в квантованной природе научной истины. Процесс согласования мысли с реальностью включает в себя как стадию постепенного сближения, так и нахождение фокуса максимальной адекватности. В связи с этим можно выделить три смысла понятия относительной истины.
Во-первых, следует иметь в виду историческую
изменчивость социокультурных и мировоззренческих оснований познания, расплывчатость, приблизительность, частичную недостоверность наличного массива знаний в каждую данную эпоху. В этом смысле относительная истина означает определенную характеристику того или иного знания в процессе "эпистемологической фокусировки" (в частности, в результате движения от неточного и недостаточно достоверного знания к точному и более достоверному). Это постепенное приближение прерывается достижением максимальной адекватности в рамках применимости данной теории. Тем самым относительное выявляет в итоге свою абсолютную сторону: "Всякий раз, когда с определенной степнью точности подтверждается какой-либо закон... можно утверждать, что этот результат в основном является окончательным и никакие последующие теории его не смогут опровергнуть" .[8,стр13]
Во-вторых, относительной истиной можно назвать то знание, которое должно быть оценено как в высшей степени адекватное, если рассматривать его изнутри интервала абстракции, но которое обнаруживает свою ограниченность, свою зависимость от конкретных условий, как только мы выходим за границу интервала. Иными словами, речь идет об относительности к условиям познания. На примере истории физики видно, что в то время, как метрическая точность (точность измерений), с которой проверяется теория, всегда конечна, а логико-математическая точность теории — бесконечна, гносеологическая точность знания оказывается абсолютной внутри интервала и относительной — при переходе к обобщенной теории, к другой парадигме или интеллектуальной перспективе.
В-третьих, понятие относительной истины символизирует ту гносеологическую ситуацию, при которой в процессе поступательного роста знания обнаруживается возможность приближения знания к более глубокой и универсальной истине в результате скачкообразного перехода от одного интервала к другому, более широкому. Примером этому может служить переход от классической механике к теории относительности, с одной стороны, и к квантовой механике — с другой. Отсюда следует, что гносеологическая точность знания как мера адекватности интервальна по своему существу: она является хотя и изменяющейся, но тем не менее всякий раз дискретной характеристикой движения человеческого познания, целостной и непрерывной внутри интервала и прерывной при переходе к другому интервалу.[5,стр 225-226]
Заключение
Истина и заблуждение являются основными противоположными характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту. Истинным является образ, соответствующий, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, характеризуется как заблуждение.
Истина носит объективно-субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.
Подобно познанию вцелом, истина—это бесконечный поцесс развития уже имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом ко все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.
Понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины применяются для характеристики процессуальной природы истины.
Абсолютнось истины означает полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом, и то содержание знания, которе в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будующем. Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта. Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Это догматизм,преувеличивающий момент абсолютности, и релятивизм, абсолютирующий относительность истины.[9,стр 144-145]
Таким образом, можно сделать вывод, что объективная, абсолютная и относительная истина—это не разные виды истин, а одно и то же истинное знание со своими характерными признаками(свойствами), взаимосвязанными сторонами своего бытия.
Список использованной литературы
1)Антипенко З.Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. Москва, 1989—с 14
2)Смирнов И., Титов В. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений.—2-е изд., переработанное и дополненое Москва,1992
3)Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. –4-е изд.—СПб.,2004.—с 173
4)Аристотель,соч.1 т.1 Москва,1975г –с 94
5)Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия: Учеб.пособие.—2-е изд., перераб. и доп.—Симферополь,2003.—с 222-226
6)Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия:Учебник.—Москва, 2005—с 259-262
7)Кохановский В.П. Философия и методология науки. –Ростов на Дону, 1999—с 416-417
8)Л. Де Бройль. Революция в физике. --Москва,1965—с 13
9)Философия: учебн.-метод. Пособие для студентов технических вузов.Под ред. Алексеевой Л.А., Додонова Р.А., Музы Д.Е., Попова В.Г., НечипоренкоТ.Б.—Донецк: ДонНТУ, 2005.—с 144-145
10)Электронная библиотека
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/04.php
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по дисциплине философии на тему:
«Понятие объективной, абсолютной и относительной истины»
Выполнила: студ. гр. ЭПР-09а
Самсонова Д.В.
Проверила:
Алексеева Л.А.
Донецк,2009