63. Психика – способность организма к отражению внешней и внутренне среды.
64. Разум – обозначает абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, организации и производства.
65. Рационализм и иррационализм – Иррационализм – в онтологии – учение, по которому в мире нет устойчивых фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики и науки
Рационализм – в онтологии – учение, по которому в мире существует оформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними, следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии – учение, по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы.
66. Редукция – возвращение к прежнему состоянию, связей сложного к более простому.
67. Релятивизм – философское учение, развернутое принципа “все относительно” (отрицание абсолютного, норм. Вещи – совокупность отношений, изменений).
68. Рефлексия – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.
69. Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.
70. Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями.
71. Сенсуализм – направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.
72. Синкретизм – фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.
73. Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
74. Сознание – философская категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.
75. Солипсизм – фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.
76. Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.
77. Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.
78. Субъект и объект – субъект – источник познавательной активности. Объект – то, на что направлена познавательная активность субъекта.
79. Сущее – категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.
80. Существование – категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.
81. Сущность и явление – сущность – отношения или свойства системы, отношения от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явления – свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.
82. Творчество – деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности.
83. Теодицея – “оправдание Бога” стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.
84. Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.
85. Традиция – универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека.
86. Трансцендентный – понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.
87. Утилитаризм – жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.
88. Утопия – образ идеального общественного устройства
- литературный жанр
- стиль мышления
89. Факт – общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должно обладать достоверностью.
90. Фатализм – мировоззрения, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.
91. Форма и содержание – содержание – все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма – внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы. Способ существования материи.
92. Целесообразность – соответствие предмета определяющая нормы (внешние или внутренние), которая выступает в данной ситуации как цель.
93. Целое и частное – то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а большие то, что там объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно целое передает свою специфику частям.
94. Эволюция – философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражения совокупности концепций развития природы, общества, духа.
95. Эклектизм – бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.
- тенденция в философии, направленная на то, чтобы взять “лучшее” из разных философских учений.
96. Эксперимент – термин, обозначающий исследование явлений посредством активного воздействия при помощи сознания новых условий, соответствующих целям исследования.
97. Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе ее различения.
- объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый.
98. Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.
99. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.
100. Язык – система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека. Функции: информативная, коммуникативная.