Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться”.
Но мне кажется, что было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. “Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная
2. Роль философии в гуманизации общества.
Философия принесла в этическую мысль признание самоценности человеческой личности и земной жизни. Отсюда постепенно развились идеи счастья, справедливости и равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое течение способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Думаю, что не стоит удивляться, что в дальнейшем философия, как гуманизм органично трансформировался в человеколюбие, пропагандирующее мягкость в отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие, а со временем и терпимость к инакомыслящим. Многие философские течения впитали в себя черты гуманизма. Она как явление оказалась исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, она открыла дорогу науке, научно-технической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным прео
В философии всегда рассматривалась проблема человека в окружающем мире, в современной философии она также играет ведущую роль. Со временем человек все больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек является сознательным соучастником в мировой эволюции.
Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые в будущем, безусловно, отразятся на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Современные философы смогли проникнуть в глубины человеческого сознания, научились определять его процессы, смогли убедиться в больших возможностях человеческой психики и это помогло и смогло гуманизировать их.Определив человека, как сознательно-деятельный фактор всего сущего, возможно, им удастся предотвратить многие кризисы и катастрофы, которые могут произойти из-за человеческого фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад, все-таки нельзя недооценивать ее роль в гуманизации и влияния на формирование каждого человека и социума.
Заключение
Рассмотрение данной темы предполагает в первую очередь выявление сущности и взаимосвязи понятий «гуманность», «гуманизм», «гуманизация», «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический», определение места гуманности в такой важной сфере личности, которой является нравственность; соотношение гуманности с другими нравственными качествами и системообразующим компонентом личности - с её направленностью.
Гуманизм в самом общем понимании является исторически развивающейся прогрессивной системой воззрений, признающей человека и его благо высшей ценностью цивилизации.
Идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея определяет и такие ценностные ориентации культуры, которые имеют не только функционально-личностное значение, но и ориентирует личность в историческом и социальном мире: в социальном времени (в истории); в социальном пространстве (в обществе); социальном взаимодействии; социальном движении (деятельности).
С современных философских позиций гуманизм является рефлектированным антропоцентризмом, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами создания теории целостной личности, в которой будет реализована идея “развивающейся личности в развивающемся мире”. Среди актуальных проблем теории личности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентаций, прав личности, ее психологической защиты и психического здоровья.
Решение названных проблем зависит от уровня образования как неотъемлемого компонента человеческой культуры, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.
Список используемой литературы
1. Мой конспект лекций
2. Соколов В. В. «Европейская философия 15-18 вв.», Москва, 1993 г., Том 3
3. Горфункель А. Х. , «Философия в эпохе Возрождения», Москва, 1980 г.