Смекни!
smekni.com

Диалектический материализм 2 (стр. 3 из 3)

Человечество, начиная с рабовладельчества, разделено на классы — наиболее крупные и устойчивые социальные группы, образующиеся в ходе экономического производства. Движущая сила исторического развития — борьба классов. «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за новыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно ни казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут — и по своему общественному положению должны — составить силу, способную смести старое и создать новое». (В.И. Ленин «Три источника и три составные части марксизма») Рабовладельческий строй был шагом вперед, в сравнении с первобытнообщинным, необходимой стадией в развитии производительных сил, общества и культуры. Также и капитализм был первоначально необходимой и прогрессивной стадией развития цивилизации. Однако, подобно первобытнообщинному строю, рабовладельческому и феодализму, капиталистический давно перестал представлять прогрессивную социальную систему. Капитализм — выродившейся общественный строй, который должен быть свергнут. «Капитализм сам создает своего могильщика, сам творит элементы нового строя, и в то же время, без „скачка”, эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господства капитала». (В.И. Ленин. «Разногласия в европейском рабочем движении»). Марксисты — детерминисты, но не фантасты. Историю делают люди, и преобразование общества может быть достигнуто сознательно борющимся пролетариатом. Кто преуспеет в этой борьбе, — зависит от многих факторов. В конечном счете, результат этой борьбы, зависит от того, какая сторона проявит большую организованность и сплоченность.

Победа социализма знаменует новую качественно отличную стадию человеческой истории, ноосферную цивилизацию, бесклассовое общество, свободу — осознанную необходимость как более, современную форму организации и мотивации труда, чем принуждение. Социализм нивелирует эксплуатацию человека человеком, устранит противоречие между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между нациями и расами; высвободит усилия, затрачиваемые на классовую борьбу, направляя их на гармонизацию отношений между обществом и природой, станет т.о. используя известную фразу Энгельса, скачком из царства необходимости в царство свободы — коммунизм.