Смекни!
smekni.com

Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера (стр. 18 из 47)

П.Фейерабенд разработал обоснования методологической роли теоретического знания через систему «теоретического реализма». Выдвинул теорию «эпистемологического анархизма» (отверг идею о наличии всеобщих правил научного метода, заменив ее утверждением "в науке годится все, что подходит"). В основе теории лежит тезис о несоизмеримости теорий. Любой научный метод, любая норма науки будет со временем заменена другой. Отсюда призыв к "умножению методов", поскольку может оказаться успешным любой из них. При столкновении старой научной теории с новыми необъясни­мыми фактами, для ее опровержения необходима еще теория. Допускается необходимость свободного вы­движения идей, а ученый не должен некритично использовать язык других теорий, следовать нормам и стандартам, а исследовать факты самостоятельно, свободно устанавливая свои нормы и стандарты, не поддаваясь воздействию извне.

23. Постмодернизм: отказ от универсализма и тотальности ради "инаковости" и проблема симулякров. Понятие постнеклассической науки.

Модернистская модель начала XX в. носит антитрадиционалистский характер. В результате попыток одновременно сохранить и преодолеть современный мировоззренческий потенциал структурализма, марксизма, фрейдизма и ницшеанства возникает постмодернизм. Круг философских идей постмодернизма укладывается в течение постструктурализма. Оно было вызвано осознанием ограниченности структурализма (устойчивые порядки – структуры везде), постструктуралисты (Фуко, Деррида, Делез, Лакан) подвергают критике понятие структура. Вместо поиска «структур» предлагают исследовательские стратегии, избегающие иерархического упорядочивания реальности. Деррида говорит о «диссеминации», Делез и Гваттари выдвигают термин ризома против базовой метафоре прежней философии – метафоре дерева. Образ дерева предполагает наличие основного ствола, ризома –корневая система, где нет главного корня. Здесь все – «главные».

Для мыслителей постмодернизма, при всем несходстве их подходов, характерна общая черта: критика основных концептов классики: субъект, исток, идентичность, бытие и смысл как континуум.

Критика «мышления тождества». Важнейшее понятие классики - тождество или идентичность (положение о тождестве мышления и бытия у Гегеля). Структурализм, занимался поиском универсального шифра действительности, которому подчинены все знаковые системы. Постмодернисты считает, что изначальная «бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам, поэтому выдвигается категория различия, дифференции. Деррида и Делез критикуют мышление тождества. Различие не сводится к тождеству. Различия не отсылают к подобиям, а указывают на другие различия. Мыслить различие – значит не держать перед мысленным взором идею целого, системы, иерархии, единства.

Серийная событийность против «события бытия». В классике событие - не всякое происшествие, а нечто значимое, наполненное потаенным смыслом (поиск первосмысла, заключенного в глубине события содержания). Для мыслителей постмодернизма статусом события обладает любой телесно-жизненный акт. Жизненная событийность самодостаточна и не нуждается в возведении к трансцендентальному основанию.

Для духовной основы Модерна характерны три идеи - Разума, Прогресса и Эмансипации. Главное в этом триединстве - Разум, от него зависят и Прогресс, и Эмансипация. Постмодернизм критикует не сами по себе разум, прогресс, эмансипацию, а их новоевропейскую версию, их определенность. Разум плох своей инструментальностью (занят определением целерациональной эффективности деяний) и мало коммуникативен (любит монолог, а не диалог, игнорирует участливость, радость взаимопонимания), что универсальность в нем несовместима с локальностью и индивидуальностью (с одинаковым успехом строит дворцы и тюрьмы, атомные станции и атомные бомбы, воздушные лайнеры и планы по их захвату с заложниками). В прогрессе не устраивает его техногенность, имеющая мало общего с истинно человеческими претензиями к жизни (с совершенствованием нравственности и морали, с экологически чистой средой обитания). Прогресс что-то лечит, но при этом что-то и калечит. Эмансипация критикуется за трудности совмещения индивидуальной свободы и общественного порядка, за то, что научное знание не освобождает от суеверий и предрассудков, что вместе с развитием науки растут и силы, обогащающиеся за счет манипулятивного использовании ее приложений и материализаций (пиар-технологии), за то, что обещанное эмансипацией освобождение человека от зависимости, угнетения и неравенства так и не наступило.

Симуля́кр — «копия», не имеющая оригинала в реальности. В постмодернистской симуляции копия не всегда хуже оригинала. До оригинала часто вообще не добраться. Нередко и на оригинал мы смотрим сквозь очки копии. В этом нам усердно помогают различные имиджмейкеры, пиар-технологи, костюмеры, звукорежиссеры и другие специалисты по сервису и инфраструктуре. Шоу-спектаклей теперь много не только на телевидении, но и в самой жизни. Особенно в политике. Все носят какие-то маски, играют какие-то роли. Общество превращается, если уже не превратилось в один сплошной спектакль. Главное же и по-настоящему новое, что открыл постмодернизм в проблеме симуляции, симулякров, сводится к тому, что никакой такой естественной в смысле подлинной или образцовой реальности вообще нет. А значит нет, не может быть и (ее) искажения. Симулякр - не подделка. А если и подделка, то только на первом, быстро преодолеваемом этапе. Истина теперь в том, что человек живет в знаковой среде, в окружении образов и подобий, «подлинных» имитаций. Современные информационные технологии их легко уплотняют, превращая в особую - виртуальную реальность. На продуцирование знаков-символов ориентированы сегодня все виды и формы человеческой деятельности. Перспективным и ведущим - словом, всеобщим, становится производство знаков, а не товаров и услуг (постиндустриальное информационное общество, в экономике – торговая марка).

Постнеклассическая наука формируется в 70-х XX в, чему способствует компьютеризация науки, невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. В это время развиваются генные технологии, клонирование, эволюционная химия, создание микропроцессоров, создание искусственных нейронных сетей, микроэлектроника и наноэлектроника.

Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. Его суть, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ.

На этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как отбор и существуют два типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной.

Идея принципа универсального эволюционизма основана на 3 концептуальных направлениях конца XX: 1) Теории нестационарной Вселенной. В основе идея "инфляционной фазы": после колоссального расширения в течение малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается "великим объединением" теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной. На этой основе удалось описать электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества. Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество. Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расширяющейся Вселенной вскоре после "Большого взрыва". Следствием является положение о существовании множества развивающихся вселенных.