1. Философия и мировоззрение. Историческая форма мировоззрения. Миф, религия, философия.
Ответ:
Философия – мировоззренческая форма сознания. Не всякое мировоззрение можно назвать философским. Человек может иметь достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
Мифы играли очень важную роль в жизни древних людей – они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Мифологическое мировоззрение – такое, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.
Религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы.
Религия ближе к философии, чем мифология. Религия – сознание массовое, философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
2. Предмет философии. Философия и частные науки. Структура философского знания.
Ответ:
Предмет философии – мудрость, учение о добре и зле. Философия изучает то, как реальность живет в общественном сознании, изучает смыслы реальности для общества и человека. Философия рассматривает мир через призму субъект-объективных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу и другим людям. Ф. ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности.
Структура философского знания:
По Гегелю – логика (совпадает с диалектикой и теорией познания), философия природы, философия духа (к ней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, искусстве, религии и самой философии).
Современная: ядро – логика, диалектика и методология познания.
Также входят: социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии.
3. Основные черты философского знания. Функции философии. Место философии в системе наук, роль в обществе.
Ответ: Функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развитию у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
8. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
9. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.
Роль философии – решение проблемы познаваемости мира, ориентация человека в мире культуры, духовных ценностей. Философия также выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов.
4. Основные направления в философии. Философия материализма и идеализма.
Ответ: Основные направления:
Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.
Агностицизм - Идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений.
Эмпиризм (от греч. empeiría - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Субъективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью.
Объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.).
Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) - идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.
Философия материализма:
Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.
5. Основной вопрос философии и две его стороны. Его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
Ответ:
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии.
Об осн.вопросе Ф. пишет Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец Кл.нем.философии».По его мнению, по решению этого вопроса,ф-фы разделились на 2 больших лагеря: материалистов и идеалистов.Основной вопрос ф. по Энгеьсу имеет 2 стороны:1).антологическая – что первично материя или сознание, дух.2)гносиологическая – вопрос о познаваемости Мира, те кто признает первичность материи- материалисты, а кто ид. – идеалисты.
Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
6. Проблемы методов философии. Диалектика и метафизика, их основные признаки.
Ответ:
Определения диалектики – учение о всеобщей связи, учение о развитии в его наиболее полоном и свободном от односторонности виде, учение о единстве противоположностей. Энгельс: диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.
Объективная диалектика – развитие реального мира (природы и общества).
Субъективная диалектика – это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) – отражение диалектического движения (развития) действительного мира, во-вторых – теория диалектики, т.е учение о всеобщих законах развития, движения как нынешнего мира, так и самого мышления.
Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Метафизика
1) Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
2) Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.