В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь. Идеи трактовались как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления. Высшая идея – это идея абсолютного добра, своего рода мировой Разум.
Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое есть в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Он ее считал очень важным условием сохранения общественного миропорядка.
Теория идей у Платона возникла на осознании того, что такое вещи и что возможно познавание. Поэтому он понимал невозможность полного отделения царства идей от самых обыкновенных материальных вещей. В античной философии до Платона не существовало понятия “идеальное” в собственном смысле этого слова. Платон же обозначил идеи как изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. Это является, в сущности, удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.
Философия Платона, также как и Сократа, почти вся пронизана нравственными проблемами. Он рассматривает такие вопросы как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Этот идеал правды приводит Платона к признанию иного сверхчувственного мира, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. По Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы освободить свою душу от всякого телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.
Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека пребывает до его рождения в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
Платон подробно разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Он анализировал диалектику понятий, предложил первую систему из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие. Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. По Платону получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.
Платон – великий мыслитель, все его философствование является выражением его жизни, а его жизнь – выражение его философии.
Заключение.
Историческое значение античной философии
В этой работе я кратко рассмотрела историю античной философии, историю борьбы двух направлений: идеализма и материализма. История античной философии содержит много имен великих философов. Я показала учения только основных представителей: Фалеса, Гераклита, Демокрита и Пифагора, Сократа, Платона.
В заключении следует отметить, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, это не собрание устаревших мыслей, а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей.
Так Фалес - родоначальник европейской науки и философии, и другие представители милетской школы положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Трудно переоценить знаменитые слова Гераклита: ”Все течет”. Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия – изменения вещей, текучесть всего сущего. Атомизм Демокрита составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. Им была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками считаются не самим бытием, а лишь свойством атомов. Принцип предела делимости Демокрита – это гениальный взлет на принципиально новый уровень философского постижения сущего. Пифагорейцам принадлежат: решающий вклад в создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, основание теоретической арифметики. Пифагорейцы тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Имя Сократа стало нарицательным для выражения идеи мудрости. Сократ одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Платон явился основоположником не только античного, но и мирового идеализма. Он впервые поставил вопрос о сущности вещей и их сущностей. Основные философские категории: сущее, движение, покой, тождество, различие, были предложены Платоном.
В целом античная философия оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Вот почему она никогда не потеряет своего значения в глазах мыслящего человека. Мысли мудрых людей прошлого нужны нам и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Философия явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.
Список используемой литературы
1.Дынник. Материалисты Древней Греции.- Государственное изд-во политической литературы, Москва, 1955-240с.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.- М: издательско-книготорговый дом “Логос”, 2002г.-344с.
3. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М.: изд-во “Мир идей”, АО АКРОН, 1995г.-232 с.
4. Спиркин А.Г. Философия.- М.: Гардарики, 2002г.-736с.
5. Степин В.С., Семигин Г.Ю. Новая философская энциклопедия. – М.: изд-во “Мысль”, 2001г.