Смекни!
smekni.com

Культура в жизни человека и общества 2 (стр. 3 из 5)

Составные части элитарной культуры:

1) изящное искусство;

2) классическая музыка;

3) классическая литература.

Особенности:

  • элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры — «Искусство ради искусства»;
  • типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.).

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.

Еще одно название народной культуры — фольклор

.

Он всегда:

  • локализован, так как связан с традициями данной местности;
  • демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Народная культура включает:

1) мифы;

2) легенды;

3) сказания;

4) эпос;

5) сказки;

6) песни;

7) танцы.

По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:

1) индивидуальными (изложение легенды);

2) групповыми (исполнение песни, танца);

3) массовыми (карнавальные шествия).

Массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя.

Массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса.

Истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни.

Наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше

, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитивший будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным.

Культурный процесс в любом обществе имеет общечеловеческое содержание. Нормы морали и права, искусство и философия всегда имеют свою общечеловеческую направленность и стремятся к сплоченности общества, взаимопониманию, к широкому и разностороннему гуманизму.
Рассматривая культуру как историю внутренней социальной жизни человечества, как способ существования людей, культурологи подчеркивают, что история культуры не тождественна политической истории государств, она значительно шире и глубже охватывает мир человека - от Вселенной до его собственных мыслей и переживаний, симпатий и антипатий, пристрастий и традиций, суеверий и предрассудков. Свободен от политических позиций мир точных наук и техники; практически вся материальная культура человечества создавалась на неклассовой основе, имела неклассовый характер. Такой же характер носит и язык, единый и понятный всему народу, на основе языка формируется и расцветает многоплановый и диалектически противоречивый мир духовной культуры.
Следует при этом отметить, что в условиях обострения социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе, духовная культура неизбежно идеолигизируется и в первую очередь политизируется, ее начинают использовать для определенной идеологической обработки населения, для формирования у масс мифологического сознания, и этот достаточно хорошо известный факт иногда пытаются выдать за единственный путь развития духовной культуры, духовного производства. Однако исторический процесс не сводится к непрерывной борьбе "всех против всех", а в истории народов эволюционных периодов значительно больше, нежели революционных ломок и социальных потрясений, поэтому развитие культуры происходит не так, как идет исторический процесс развития того или иного народа.
В культурном процессе особое значение приобретают преемственность в развитии, накопление и сохранение существующих традиций. Преемственность в развитии культуры является одним из важнейших законов ее функционирования. Нормальное развитие культуры предполагает процессы ее сохранения и трансляции от старших поколений к младшим. При этом, как отмечают специалисты, процесс трансляции культуры предполагает не только формирование у человека знаний, умений и навыков жизнедеятельности в традиционных образах и нормах культуры ( другими словами формирование репродуктивных сторон личности), но и обязательное формирование у личности творческого начала, которое обеспечивает продуктивные стороны его жизнедеятельности. Таким образом, процесс развития культуры неотделим от процесса формирования личности как творческого субъекта, умеющего в процессе овладения нормами культуры развивать и сам культурный процесс, создаваемые предметы, и самого себя как творца и созидателя.
Особенностью функционирования культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие культур народов, населяющих нашу планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря культурных завоеваний любого народа является потерей всего человечества, приносит ущерб всем народам.
Современные ученые считают, что все культуры значимы и равноположены, каждая из существующих культур обеспечивает общечеловеческое содержание и способствует сохранению народа и в процессе развития любой культуры можно видеть процессы сближения культур и их обособления, которые так же выступают как тенденции, закономерности функционирования культуры.
Культура является совокупным коллективным достоянием народа. Она раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование функционирования культуры в обществе показывает, что ее распространение, хранение, потребление зависит от особенностей развития народа, существующих в обществе социально-экономических и политических отношений, от особенностей социальной психологии народа, его традиций.
Эти особенности оказывают существенное воздействие на темпы развития культуры, так как определяют сами цели творчества, формулируют тот социальный заказ в сфере духовного производства, который обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей культуры. Следовательно, творцы культурного процесса в условияъ рыночных отношений оцениваются сквозь призму товарно-денежных отношений, и мерилом успеха в таком случае выступает богатство, деньги, а не законы прекрасного или иные нормы морали.
Рассматривая особенности взаимодействия культуры, общества и человека на большом фактическом материале, специалисты по происхождению, источникам развития и сущности культуры, показали, что культура создается не только рациональными путями, она не является отождествлением разумности, но включает в себя всю полноту духовной жизни человека и человечества - чувства и эмоции, интуицию и фантазию, волю и веру, логическую аргументацию и сверхсознание. Сложность и многоообразие идивидуального сознания спсобствует созданию различных точек зрения на специфику духовного производства концепции творчества - рационалистическую, интуитивистскую, прагматистскую, мистическую.

2. Основные формы культуры. Массовая, элитарная, традиционная, молодежная.

Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

  • высокую (элитарную)
  • народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и
  • массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества.

Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.

Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.

Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.

Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.

Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую . При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.