Его открытие сравнивают с открытиями Коперника и Дарвина. Открытие отсутствия власти человека над своей душой. Выяснилось, что мотивы его поступков неподконтрольны ему. На них воздействует подсознательное, неосознанное, бессознательное - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное, то что выше или ниже сознания. В подсознание вытесняются неприятные и стыдные воспоминания, которые проявляются в снах, оговорках забываниях и т.д. Кант: на огромной карте нашего духа освещены только немногие пункты
Оно – архаично, агрессивно и сексуально. Это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Два источника наслаждения: разрушение и жизнь. Инстинкты смерти и инстинкты жизни. Безотчетные влечения человека, унаследованные от дочеловеческого состсояния
Сверх-Я, Суперэго - носитель социальных запретов, порождающих страх. Это совесть.
Я – посредник между сверх-я и оно. Одновременно это – плод их борьбы. Оно подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, Оно и Сверх-Я.
Эдипов комплекс – первоначальные сексуальные влечения
Инстинкт жизни, Эрос. И инстинкт смерти, Танатос
ЛИЧНОСТЬ. Единство биологического, психологического и социального уровней, индивид, усвоивший общественно-исторический. Индивидом рождаются, личностью становятся. Человек становится личностью когда выделяет себя из среды, осознает разницу между моралью и нравственностью. Результат автономизации индивида. Выделяясь из рода, индивид становился личностью. Критерий - появление фамилий. Две характеристики личности: свобода и ответственность.
Локк, Фихте, Гегель: личность – там, где есть самосознание. Вольф: вещь, осознающая себя и то, чем она была раньше.
Человек-личность потому, что за все отвечает сам
Кант: личность тождественна моральному закону.
Личность – самоцель общества.
Маркс: личность – совокупность общественных отношений.
ЛЕКЦИЯ 7
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Теория познания и герменевтика.
Наша сегодняшняя задача – наполнить конкретным смыслом такие всем известные слова, как ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение. Умозаключение, дедукция, индукция и т.д.. но сначала нам нужно различить два источника наших знаний и. соответственно, две науки о познании –герменевтику и теорию познания. Основной источник информации сегодня – не объективная действительность, а знания других людей, не переход предмет – мозг, а переход мозг - мозг. Первый переход можно сравнить с усвоением пищи через желудок, второй – с получением ребенком в период внутриутробного развития чистых питательных веществ прямо в кровь из крови матери. Не случайно учительницу называют духовной матерью. Способность мозга к усвоению чистой информации из сознания другого человека существует только в раннем возрасте, примерно от рождения до пяти лет. Если она не превращается в действительность в это время, она не реализуется никогда: чего не выучил Гансик, того не выучил Ганс. Дети. Выросшие среди животных, так и не становятся людьми.
Получение информации из объективной действительности, переход информации из предмета в мозг, объединяет нас с животными. Отличает от них переход информации из мозга в мозг: либо непосредственный – в разговоре, либо опосредованный – через письменный текст. Так мы усваиваем идеи Платона, Ньютона, Маркса. Те проблемы, которые возникают в переходе мозг – мозг, не менее сложны, чем те, которые возникают в переходе предмет – мозг. Первые изучает герменевтика, вторые - гносеология. Сначала кратко – о герменевтике.
Происходит от греч. еrmeneutike - искусство истолкования текстов, Герменевтика возникла как учение о методах интерпретации, учение об условиях понимания письменных документов. В Средние века герменевтика входила в экзогетику (exegese) – искусство толкования Библии. В 17 в. Различались священная и профанная герменевтика.
Герменевтика как наука создана Ф. Шлейермахером (1768-1834), исследовавшим единые для всех текстов правила их интерпретации. Текст всегда говорит больше, чем хотел сказать автор. Задача – понять не только то, что говорит текст сейчас, и не только то, что хотел сказать автор, но и то, что он не хотел сказать. «Ямщик сидит на облучке». «Москвичей испортил квартирный вопрос».
Усвоить информацию, заключенную в тексте, - значит понять ее. Предмет герменевтики – понимание когда-то понятого, познание познанного. Центральная проблема герменевтики – истолкования и понимания. Я – истолковываю, ты – понимаешь.
Герменевтическй круг: часть нельзя понять без понимания целого, целое – без понимания части.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Теория познания = гносеология = эпистемология.
Три этапа движения информации: чувственное познание – рациональное познание – практика.
Знание делится на чувственное и рациональное, чувственное знание – на ощущения, восприятия и представления, рациональное – на понятия, суждения и умозаключения.
Практика выполняет три функции: это цель познания, источник познания и критерий истины.
Формы чувственного познания
Ощущения – данные отдельных органов чувств, дающие нам знания об отдельных признаках предметов. Возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств. С точки зрения сенсуализма ощущения - единственный источник наших знаний: нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах.
Ему противостоит рационализм, согласно которому есть второй источник наших знаний – всеобщие и необходимые априорные истины.
Восприятие – синтез ощущений, чувственный образ предмета в целом. И ощущение, и восприятие существует лишь в процессе воздействия предмета на органы чувств.
Представление – чувственный образ предмета, существующий в отсутствии предмета. Представить можно то, чего нет, но может быть. На материале представлений возможно планирование деятельности.
Формы рационального познания
Рациональное познание или, что то же самое, мышление, – это высшая форма отражения действительности. Оно возможно только на базе языка. Язык – это материальный носитель мысли. Языквыполняет две функции: 1. На его основе совершается процесс мышления, возникает знание.
2. Он передает информацию от одного лица к другому, превращает личное знание в межличностное.
Возможно ли мыслить и передавать знания без языка? Слепоглухонемые. Телепатия. В обоих случаях есть материальный носитель мысли и, следовательно, язык.
Различают три формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Соответственно, различают и их материальные носители: имя, предложение и вывод.
Понятие. Материальный носитель понятия – имя. Поэтому можно сказать, что понятие – это смысл имени. Конкретнее: понятие - это мысль, которая выделяет класс объектов посредством указания на признаки, присущие всем им. Эти признаки делятся на родовые – присущие всем элементам класса, но не только им (квадрат – это четырехугольник, металл – это химический элемент), и видовые - присущие всем элементам класса и только им (квадрат – это четырехугольник с равными углами и равными сторонами, металл – химический элемент, атомы которого обладают свободными электронами во внешней электронной орбите и т.д.).
Объем понятия – это класс объектов, к каждому из которых понятие приложимо. По объему понятия делятся на единичные и общие. Единичным называется понятие, объем которого состоит из единственного объекта («Московский кремль»), общим – понятие, объем которого состоит из более чем одного объекта («кремль»).
Содержание понятия – это знание о признаках, общих всем элементам его объема. Эти признаки делятся на родовые и видовые. Видовыми называют признаки, присущие всем элементам объема и только им, родовыми – признаки, присущие всем элементам объема, но не только им. Быть металлом – родовой признак золота, содержать в ядре атома 79 протонов - видовой.По другому основанию признаки делятся на всеобщие и особенные. Всеобщим называют понятие, признак, присущий всем элементам фиксированного класса, особенным – лишь некоторым.
Определение понятия - это суждение, в котором фиксируются сначала родовые, а затем видовые признаки объектов, входящих в его объем:квадрат – это четырехугольник с равными углами и сторонами, золото – химический элемент, атомы которого содержат по 79 протонов.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: с ростом объема понятия его содержание уменьшается: человек - примат - млекопитающее – животное – предмет – объект.
По объему понятия делятся не менее общие и более общие, по содержанию – на менее широкие и более широкие. «Человек» - более общее понятие, чем «юноша», «человечество» - более широкое, чем «юношество»
Традиционная проблема универсалий. Общее понятие говорит об одном общем предмете (доме вообще, человеке вообще), а его объем состоит из множества индивидуальных предметов(домов, людей). Возникает вопрос, как может общее понятие, говорящее об одном общем предмете, соответствовать действительности, в которой нет общих предметов, а есть лишь индивидуальные предметы, каждый из которых обозначается именем собственным. В этом и состоит смысл традиционной проблемы универсалий, которую начал обсуждать еще Платон и обсуждают до сих пор.
Абстрактные и конкретные понятия:конкретным называют понятие, объем которого состоит из предметов, абстрактным – понятие, объем которого состоит из признаков. Соответственно, конкретное имя – название предмета, абстрактное - название признака. Абстрактное понятие отражает признак в чистом виде - «интеллигентность», конкретное – вместе с его носителем - «интеллигент». Абстрактные и конкретные понятия различаются не степенью общности (интеллигентов ровно столько же, сколько и интеллигентностей) и не богатством содержания (в «интеллигенте» столько же информации, сколько и в «интеллигенте»). Разница между ними – лишь в способе выражения этой информации: «интеллигентность» отражает признак, как бы висящий в воздухе, гипостазированный, реифицированный, «интеллигент» отражает предмет, обладающий признаком. Но ничего, кроме знания об этом признаке, из конкретного понятия извлечь невозможно.