В сравнении с современными формами мировоззрения - философией, религией, наукой, искусством миф примитивен. Но он примитивен так же, как и зародыш в сравнении с развитым организмом. Историческое значение мифа измеряется не бедностью его содержания, а той ролью, которую он сыграл в генезисе не только философии, но и всей современной духовной культуры. Из мифа как из единого корня выросли и теология, и философия, и литература, и наука. Мифологическое понимание природной и социальной действительности, очень похоже на понимание мира детьми. Поэтому говорят, что миф - это мировоззрение детства человечества. Это исторически первая попытка понять, что представляет собой мир в целом, и каково место человека в этом мире.
Если духовная культура в целом - это форма закрепления опыта предыдущих поколений, то мифология – первоначальная форма такого закрепления.Мифы создавались в то время, когда каждое интеллектуальное достижение давалось громадными усилиями выдающихся умов. Вот почему на миф смотрели как на завещанное предками духовное сокровище племени.
Миф – это исторически первое мировоззрение. В нем ставились те же три вопроса, что и в современном мировоззрении: о мире в целом, о месте человека в этом мире, о цели и смысле его жизни. Разница лишь в том, что эти вопросы люди пытались решить на основе минимального количества познавательных средств (не было еще и законов логики). Именно в попытке решить их творцы мифов формировали необходимый для этого набор понятий, а также грамматические и логические правила мышления. И в этом – одна из исторических заслуг мифа.
Четыре гносеологические особенности мифов.
1. Лучше всего человек знал свой внутренний мир, свои поступки и последствия своих поступков. Поэтому все окружающие его объекты, как живые, так и неживые, он пытался истолковать по своему образу и подобию, а, следовательно, одухотворял их, трактовал как живые существа. В событиях природы он усматривает результаты воплощения желаний этих живых существ. Масштабы их поступков были пропорциональны их могуществу. Одним было могущество громовержца, другим – домового. Еще один результат создания сверхъестественного мира по своему образу и подобию: духи связаны родственными отношениями. Отсюда три формы антропоморфизма: анимизм, тотемизм и магия.
2. Мифы формировались, когда еще не были четко сформулированы правила логики. Поэтому в них часто встречаются алогизмы, например, нарушения закона исключенного третьего. Этот способ мышления высмеивается в анекдотах о ходже Насреддине.
3. Абстрактных понятий (справедливость, равенство и т.д.) еще не было. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Оно осмысливает общее на образцах, парадигмальных примерах.
4. Генетический подход к решению мировоззренческих вопросов: объяснить вещь – значит, описать ее происхождение.
5. Дуальное мышление
Миф, как и любое мировоззрение, состоит из двух элементов: описаний и предписаний. Мифологическое отношение к миру выражается не только в повествованиях, но и в обрядах, танцах и т.д., цель которых – воздействовать на этот мир. Миф впервые регулирует отношения между человеком и природой, стабилизирует общественные отношения. Он осмысливает связь настоящего с прошлым, объясняет происхождение и устройство мира, осознает космический и утверждает социальный порядок, предписывает человеку обрядовые действия, поддерживающие этот порядок.
Творцы мифов строго разграничивали сакральное время – описываемое в мифе, и профанное – в котором действуют сами реальные люди, верящие в этот миф. Миф – рассказ о первопредках, о временах первотворения. Все, бывшее в сакральном времени, играет роль образца, санкционирует систему ценностей и норм поведения. Мифологические нормы напоминает систему прецедентов в юриспруденции. В мифе впервые появляются три фундаментальные философские идеи: креационная, эволюционная, эсхатологическая – описывающие творение, развитие и гибель мира.
Креационистские мифы, описывающие происхождение Вселенной, называют также космогоническими, а мифы, описывающие ее устройство - космологическими. В космогонических мифах описывается отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (небесный, земной и подземный мир). На основе этих идей позднее возникли представлениия о рае, аде и земной юдоли.
Важное место в космогоническом мифе занимает вопрос о происхождении человека, а также о происхождении элементов культуры, культурных благ – ремесел, обрядов, обычаев. Творцам мифов представлялось невероятным, что их создали такие же люди, как и они сами. Поэтому их введение приписывается культурным героям, например, Прометею, который добыл людям огонь и был за это наказан Зевсом. Таким образом, сверхъестественный мир создается по образу и подобию человеческого.
Вопросы:
1. Цивилизация и культура.
2. Материальная и духовная культура.
3. Мировоззрение, идеология, философия как элементы духовной культуры.
4. Миф как исток духовной культуры.
Цивилизация
Культура
Духовная культура
Мировоззрение
Идеология
Философия
Слово «философия» происходит от двух греческих слов: phileo – люблю и Sophia – мудрость.
Лекция 2. Предмет философии.
Рассматриваемые вопросы:
Предмет современной философии.
Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.
Метафизика и диалектика.
Структура философского знания.
Функции философии.
Два определения современной философии:
1. Наука о мире в целом и месте в нем человека, а также о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру.
2. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Они не противоречат друг другу: решить первую задачу можно, только решив вторую.
Животное ставит перед собой две цели: отрицательную - избежать страданий, и положительную – получить наслаждение. Чтобы достичь той и другой, оно вынуждено решить две задачи: сохранить собственную жизнь и продлить род. Другими словами, природа награждает животное за выполнение ее законов наслаждением, а за их нарушение – страданием. Те же две цели стоят и перед человеком. Но мощь положительных эмоций у человека, на порядки больше, чем у животного. Если у животного это наслаждение, то у человека – счастье. Ответ на вопрос, как стать счастливым, является не только самым первым, но и самым трудным из всех, которые решает человек. Чтобы ответить на него, необходимо предварительно ответить еще на три: 1. Что представляет собой сам человек? Что представляет собой мир, в котором он живет? 3. Каково его место в этом мире. Только после этого он могу поставить четвертый вопрос: что он должен делать, чтобы стать счастливым? О том, насколько важны эти вопросы, и насколько трагично неумение найти ответ на них, свидетельствует тот факт, что пик самоубийств по статистике приходится на двадцать и на сорок лет.
Вопрос о цели и смысле человеческой жизни является основным потому, что с него философствование начинается.Все остальные философские вопросы формулируются для того, чтобы ответить на него.Труднее понять, почему вторым основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он состоит из двух сторон:1)существует ли мир за границами моего сознания и 2) познаваем ли он. Вопрос о цели и смысле человеческой жизни или, проще, вопрос о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым, является основным вопросом философии потому, что именно для ответа на него решают все другие вопросы. Вопрос об отношении мышления к бытию основной является основным не потому, что философы только и делают, что решают его, а потому, что, не ответив на него, мы не сможем научно решать другие вопросы: стоит ли мне хлопотать, если я не уверен не только в том, что мир познаваем, но даже и в том, что он существует объективно? Только признав, что мир существует вне моего сознания, что он познаваем и преобразуем во благо мне, я могу приступить к его познанию, и преобразованию.
Исходным для решения вопроса об отношении мышления к бытию является методологическое сомнение Декарта: подвергай все сомнению. Предполагается, что в результате останутся знания, которые сомнения уже не вызывают. Я могу сомневаться в возможности счастливо прожить жизнь, в возможности познать мир, даже в существовании самого мира. Единственное, что несомненно, – это сам факт сомнения. Но сомнение - это мышление. Итак, вот первое несомненное положение философии: мыслю. Мысль же не может существовать без мыслящего, т.е. без Я. Я – тот, кому принадлежат и мысли, и чувства, я – это душа. Итак, если существует моя мысль, то существую и я. Мы из первого несомненного положения: существует мое мышление - получили первое несомненное следствие - одно из самых знаменитых положений философии: Cogitoergosum, мыслю, следовательно существую. Заметьте: существую не как тело, а как обладатель мыслей, отличный и от самих мыслей, и от тела, существую как душа. Существование моего тела мне еще нужно доказать.
А. существует ли что-нибудь за границами моих мыслей и моей души, моего Я? Можно выделить четыре ответа на этот вопрос. См. схему 1.
Итак, все философские школы признают существование субъективной реальности, находящейся внутри моего я. Все философы за вычетом солипсистов и скептиков, признают существование объективной реальности, находящейся за границами моего сознания.
Субстрат моей субъективной реальности мне более или менее ясен – это идеальная, духовная реальность. А что представляет собой субстрат объективной реальности? Здесь философы разделились на три лагеря. Одни полагают, что таким субстратом является материя. Их называют материалистами. Другие полагают, что субстрат объективной реальности не отличается от субстрата субъективной. Их называют объективными идеалистами. Оппоненты материалистов, объективные идеалисты, полагали, что субстрат объективного мира тот же, что и субстрат субъективного – дух, идея. Существует, таким образом, два идеализма - объективный и субъективный. Сходство между ними – в признании того, что субстрат всего сущего – это дух, идея, а разница – в том, что для субъективного идеалиста все сущее сводится к содержанию его собственного сознания, а с точки зрения объективного идеалиста оно включает также и объективную реальность, субстрат которой тот же, что и субстрат субъективной. Первые материалисты потратили много сил, чтобы ответить на вопрос, что такое материя. Ясно было, что это нечто противоположное сознанию. А что именно? Ответы были самые экзотические: вода, воздух, огонь и т.д.