Значит, если бы удалось описать все философские категории, и, следовательно, все роды сущего, а затем разделить эти роды на виды, подвиды и т.д., составляющие объемы некатегориальных понятий, то исследование любого конкретного объекта можно было бы начинать с включения его в объем сначала категории, затем - понятия, видового по отношению к ней и т.д.
В развитие этой идеи Стагирит утверждает, что типов суждений существует ровно столько же, сколько и категорий, причем субъект и предикат суждения должны принадлежать к одной категории[5]. В суждении «Белизна есть цвет» это условие выполнено - субъект, и предикат означают качество, а в суждении «Человек есть белый цвет» - нарушено. Нарушение данного требования позволяет идентифицировать суждение как ложное, руководствуясь чисто формальными соображениями, не вникая в его содержание. Аристотель придавал гносеологической функции, которую категории играют в суждении, настолько большое значение, что зафиксировал ее в этимологии самого термина «kathgoria»: в переводе с греческого он означает «суждение», а не «понятие».
Кант открыл третью гносеологическую функцию категорий: каждая из них осуществляет особую форму синтеза. Например, сначала мы констатируем временную последовательность явлений: взошло Солнце - нагрелся камень. Затем мы подводим эту временную последовательность под категорию причинности. В результате возникает суждение «Солнце нагревает камень». Категория причинности выполняет здесь роль формы синтеза.
Характеристику способов, какими категории выполняют свои гносеологические функции, закончу прекрасной цитатой из книги А.Н. Книгина: «В качестве форм мышления категории функционируют на 3-х уровнях осознанности.
Первый уровень: полностью неосознаваемым образом. Это имеет место тогда, когда в языке индивида отсутствуют слова, обозначающие категории. Например, ребенок не знает слова «причина», что не мешает ему спрашивать «почему?» и говорить «потому что». Это значит, что категория причины объективно налична как структурный элемент сознания, но субъективно ребенок ее не фиксирует.
Второй уровень: полурефлексивный. Он имеет место тогда, когда у человека есть слова, обозначающие категории, и он их более или менее регулярно и уверенно использует, но никогда не размышлял специально над их смыслом, сознательно не выработал его для себя, пользуется смыслом, стихийно сложившимся в процессе языкового общения. При этом, как говорит М.Хайдеггер, категории большинством людей «не ощущаются, не узнаются», «будничный рассудок и расхожее мнение ничего не знают и даже ничего не нуждаются знать об этих категориях».
Третий уровень: рефлексивный, полностью осознанный. Он имеет место, когда смыслы слов, обозначающих категории, сформированы сознательно (в процессе изучения философии или посредством собственных систематических размышлений)»[6].
Итак, мы выяснили, что такое диалектика и что такое законы и категории диалектики. Следующая наша задача – проанализировать конкретное содержание философских категорий и философских законов. В одной лекции это невозможно. Поэтому я пойду на хитрость: охарактеризую только те категории, которые входят в формулировку основных законов диалектики.
Качество. «Качеством, - пишет Аристотель, - называется видовое отличие сущности»[7]. Разберемся. Аристотель различает первую и вторую сущность. Первая сущность – это индивидуальный предмет, «например, отдельный человек или отдельная лошадь». Каждая первая сущность входит в вид, а вид - в род. Например, данный человек входит в вид людей и род животных. В определении понятия сначала указывается ближайшее родовое, а затем - видовое отличие сущности, например, «Человек есть животное разумное». Каждая первая сущность, т.е. индивидуальный предмет, обладает и видовым, и родовым отличием, т.е. признаком. Качество – это признак предмета, на основании которого мы включаем его в вид[8]. Сегодня качество можно определить проще, не через понятия рода и вида, а через понятие класса: качество - это классообразующий признак, т.е. признак, присущий всем элементам класса и только им.
Из сказанного следует, что у каждого эмпирического объекта существует столько же качеств, сколько имеется классов, в которые он входит. Я например, вхожу в классы пешеходов, пациентов, преподавателей, философов, россиян и т.д. Признаки, образующие эти классы – это мои качества.
Развитием аристотелевского определения качества является его гегелевская дефииниция: качество – это непосредственная определенность вещи, тождественная с ее наличным бытием[9]. Гегель поясняет: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»[10]. Лед (нечто) делает тем, что он есть (льдом) определенное агрегатное состояние воды. Теряя это свое качество, т.е. видовое отличие, он перестает быть тем, что он есть (льдом), но сохраняет родовое отличие и остается водой как химическим соединением.
Качество и свойство[11]. Свойство рассматривается в паре с отношением .Следовательно, в роли качества (классобразующего признака) может выступать и свойство, и отношение. Например, признак, который делает женщину матерью – это ее отношение к собственным детям. Но это и ее качество.
Первичные и вторичные качества. Термин «качество» употребляется и как синоним термина «признак», в частности при делении признаков, воспринимаемые органами чувств на первичные и вторичные в зависимости от того, насколько адекватно они отражаются органами чувств. Форма тела – первичное качество, его цвет и запах – вторичные. С проблемой качества и количества эта дихотомия связана довольно опосредованно.
Количество. Парная «качеству» категория «количество» используется для различения объектов, неразличимых качественно. Например, все квадраты – это прямоугольники с равными сторонами. Это их качество, внутри которого они неразличимы. Различить их можно только по величине сторон, т.е. количественно. Итак:
количество – это признак, по которому различают предметы, неразличимые по качеству, это неоднородность качественно однородных предметов. Она задается их границами в пространстве и времени. Отсюда третье определение количества: это пространственно-временная определенность качественно однородных явлений.
Аристотель различал два вида количества – множество и величину: «Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, величиной – на части непрерывные»[12] Множество определяется пересчетом, величина – измерением. Если пересчет – рутинная процедура, то разработка методов измерения – чрезвычайно сложная задача, являющаяся предметом целой науки - метрологии.
От количества – множества и величины - важно отличать число, а от числа – цифру. Цифра – это знак, выражающий результат пересчета или измерения. Число – не любое, а познанное, зафиксированное количество – пересчитанное или измеренное.
Различие между категориями «качество» и «количество» - генетическое: сначала мы выделяем класс по любому (качественному или количественному) признаку, а затем количественными методами различаем объекты, неразличимые качественно.
Мера. Гегель первым обратил внимание на связь качества с количеством. Их единство он называет мерой. Мера связывает количественные изменения с качественными. Она представляет собой интервал, в границах которого предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество, например вода, меняя свою температуру, остается жидкостью. При выходе количественных изменений за границы меры происходит смена качества. Переход количественных изменений в качественные – это вызванный количественными изменениями переход предмета от одного качества к другому. В свою очередь, качественные изменения оказывают обратное воздействие на количественные. Эта взаимосвязь количественных и качественных изменений носит универсальный характер и фиксируется в законе взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Переход количественных изменений в качественные - это переход от одного видового признака к другому. Родовой признак при этом не меняется: нагревание меняет агрегатные состояния воды, но не ее химическую формулу. Дальнейшее нагревание воды приводит к уничтожению и ее более устойчивого родового признака: она распадается на водород и кислород. Чтобы представить и разложение воды на водород и кислород как переход количества в качество, нужно «рассматривать в роли видового признака химическую формулу воды, а не ее агрегатные состояния.
Постепенность и скачек. Количественные изменения предмета называют постепенными, качественные – скачкообразными. При этом не имеют в виду время, которое они занимают: литр воды можно довести до кипения за секунды, а испарять - год. Количественные изменения постепенны потому, что между двумя количественными состояниями предмета существует множество промежуточных количественных состояний. Между двумя качественными состояниями предмета таких промежуточных, переходных состояний нет: лед переходит в жидкость, а жидкость в пар без промежуточных состояний, т.е. скачком. Когда же мы принимаем во внимание время, за которое определенный объект переходит из одного состояния в другое, мы различаем виды качественных скачков. Быстрый называют скачком со взрывом, медленный – скачком без взрыва. На примере перехода воды из жидкого состояния в газообразное это понятно. Различение этих двух видов качественных скачков играет важную роль в исследовании социальных процессов. Россия на протяжении своей истории не раз оказывалась жертвой именно скачков со взрывом.