научного творчества, но научное творчество может выступать и на первый план в научной работе. Научная работа есть только один из элементов культуры
18
данного общества. Она не есть даже необходимый элемент культуры. Может существовать страна с богатой культурой,далекая от сознательного научного творчества. Ибо культура слагается из разнообразных сторон быта: в нее входят общественные организации народа, уклад его жизни, его творчество в области литературы, музыки, искусства, философии, религии, техники, политической жизни. Наряду с ними в культуру народа входит и его творчество в научной области.Даже при отсутствии сознательного научного творчества всегда можно найти в культуре народа элементы, которые могут оказаться, в конце концов, связанными с мировым научным движением или явятся для него полезными, но, очевидно, они только тогда и приобретут характер научной работы, научного творчества. Они могут его и не приобрести и пройти в культуре данного народа только как элементы, относящиеся к другим ее областям.
Вхождение в народную культуру сознательного научного творчества - нового глубокого проявления человеческой личности - есть новый факт в истории человечества. Он характерен для нового времени и в нашей жизни приобретает с каждым поколением все большее значение. В жизни нового времени, в разнообразии и вражде отдельных классов, национальностей, государств, научная творческая работа является связующим и объединяющим элементом, так как основы ее не зависят от особенностей племенных или исторических.
Мы не должны забывать этого, говоря об участии какого-нибудь народа в истории умственного творчества человечества.
Определенная историческая эпоха - жизнь данного народа - проникает в самую глубину художественного творчества, она горит и сверкает в созданиях великих и малых его носителей, в истории театра. Едва ли будет ошибочным видеть в
этих творениях человеческой культуры проявление - самое глубокое - жизни данной эпохи или данного народа. По ним мы можем изучать и понимать душу народа и жизнь эпохи. Точно так же и в таких сторонах человеческой жизни, как философия и религия, которые неизбежно при углублении стремятся
19
принять общечеловеческий характер, видим мы то же самое; ибо эти создания культуры имеют задачей дать понимание или сознание бытия, существования человека и, следовательно, не могут отгородиться от самого тесного общения с жизнью определенной эпохи.
Ничего подобного нет в научном творчестве. Жизнь данного народа играет в нем чисто внешнюю служебную роль. Она определяет лишь оттенки и формы научного творчества и не касается его существа.
Чрезвычайно резко сказывается это при изучении истории науки. Это обусловливается характерными особенностями исторического процесса научного творчества.
С одной стороны, при изучении истории науки вырисовывается всемирно-исторический характер процесса ее развития, его единство, с другой - общеобязательность результатов научного творчества, вечный его характер.
Изучая же историю научной работы в России, прежде всего можно увидеть, что творческая и исследовательская работа русского общества идет все время без перерыва, каким-то стихийнымпроцессом, вопреки тем невозможным условиям, в какие она ставится исторической обстановкой. В России не было того, что мы наблюдаем в западноевропейском обществе, где русское крепостническое дворянство оставило огромный след в истории научного знания и совершило огромную работу.
Наблюдая непрерывность научной работы в России, историк науки не может не отметить его значения в народной жизни. Ибо она не является необходимым и неизбежным следствием научного развития; она является следствием научного процесса, идущего в живой среде общества, проявлением жизни нашего общества. Поэтому она дорога нам как одно из немногих проявлений скрытого от глаз современников могучего роста нашей нации, несмотря ни на что идущей в первых рядах человечества вперед, в открываемое наукой, кажущееся бесконечным будущее.
20
6. Заключение.
Главной проблемой научно-познавательной деятельности является мотивационная структура(происходит все большая прагматизация науки) и границы человеческой свободы в науке. Наука формирует некоторые компоненты нашего мировоззрения
Науку можно определить как деятельность, направленную на получение знаний о мире и результатов научной деятельности. М.Планком и В. Гейзенбергом рассматривается проблема осуществления связи всех наук. Именно оригинальные идеи способствуют продвижению научного знания к новым высотам.
Первые представления о процессе получения знаний об окружающем нас мире сложились еще в первобытнообщинном обществе. Далее появилась историософия - первое, что стало оформляться в России в виде системы знаний. Вклад в развитие философского и научного знания внесли традиции иконописи, следствием которых стала актуализация антропологических проблем. В XVI-XVII в. приходит схоластика, которая наполнила философские искания гносеологическими проблемами. В России отсутствовала преемственность с античностью и зачастую с самими собой
Научное творчество - научная работа, связанная с самостоятельной творческой мыслью и с собиранием научно установленных фактов. В научной работе есть всегда хоть небольшой элемент научного творчества, но и научное творчество может выступать на первый план в научной работе. Распространение научного образования в широких слоях общества является необходимым и очень важным условием прочного и быстрого роста научного творчества. Научная работа - один из элементов культуры, но никак не необходимый элемент.
21
7. Список литературы.
1. Девятова С.В., Купцов В.И Феномен науки // Социально-гуманитарные знания, №6, 2008
2. Мамчур Е.А. Философия и наука // Вопросы философии, №7, 2008
3. Тарент И.Г. Становление представлений о науке в русской философской мысли // Социально-гуманитарные знания, №4,2010
4. Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, №10,2006
5. Вернадский В.И Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. // О науке, том I, 1997
22