Смекни!
smekni.com

Философия 17 (стр. 37 из 85)

Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Внеш­ние функции заключаются в реализации внешней политики. Разум­ные условия международных отношений — это наличие политичес­кой воли, учет реальностей и баланс интересов.

К основным признакам государства относят наличие публичной власти — особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деле­ния населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкциониро­ванных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховен­ства государственной власти внутри страны.

Истории известно большое разнообразие форм государственно­го устройства. Под формой государства понимаются прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или же официально принадлежит выборному органу. В связи с этим выделяют монархические и рес­публиканские формы правления.

Монархия — государство, главой которого является монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного челове­ка (короля, царя, императора), которая обычно передается по на­следству.

Республика — форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Республика предполагает правовой порядок, глас­ность и разделение властей.

Формы государственного устройства подразделяются на унитар­ные (единые), например Франция, и федеративные, или союзные, например Мексика, США и др. Члены федерации, будучи составными частями федеративного государства и подчиняясь решениям его высших органов, вместе с тем имеют и свои органы власти, управ­ления и свое законодательство, судебную систему, т.е. юридически являются относительно самостоятельным государственным образо­ванием.

Форма государства не исчерпывается формой правления, говоря о ней следует иметь в виду и политический режим — методы осуществления государственного руководства обществом. Государство может осуществлять свою власть и демократическими методами пар­ламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.

Итак, государство это система органов общества, которая обеспечи­вает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого це­лого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функцио­нирование институтов власти законодательной, исполнительной и су­дебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внеш­ней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государ­ствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное осно­вание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа. Государство сущностно изменяется тремя пу­тями: или государственный строй обновляется, реформируется, или оно разлагается, или оно коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы дан­ного государства.

Политическая власть

В любом обществе на определенном этапе его развития неизбеж­но возникают политические отношения, складываются и функцио­нируют политические организации, партии, формируются поли­тические идеи и теории. Политика — это особая сфера деятельнос­ти. Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимоло­гия: греч. politike — искусство управления государством. Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в опре­делении направления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществления власти. Политическая власть — это тонкое искусство государст­венного управления. Субъектами этой системы являются государственный аппарат, политические партии и движения, профсоюзы, различные общественные организации (церковь в нашем обществе отделена от государства и поэтому не входит в политическую орга­низацию). Все это суть не что иное, как главные составные элемен­ты разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Поскольку политика — это искусство управления, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она должна опираться на достижения наук и соответствовать высшим критери­ям нравственности.

В структуре политической деятельности в самом общем виде просматриваются три основных момента. В о - п е р в ы х, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реаль­ные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. В о – в т о р ы х, выработка эффективных методов, средств, форм органи­зации социальных сил для достижения поставленных целей. Нако­нец, в – т р е т ь и х, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Задача всякой государственной власти заключается в том, чтобы на путях убеждения и стратегической целеустремленности обеспе­чить воспитание в народе законопослушания. Власть, подчиняясь принципам правопорядка, должна уметь усматривать стратегичес­кие политические и социально-экономические цели и компетентно творить право и порядок, связуя себя с правосознанием народа, с возвышением мотивации деловитости и духовности своего народа.

Власть это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Сама идея власти носит чрезвычайно сложный и многопла­новый характер: она уходит своими корнями в природу межличност­ных отношений и сокровенные глубины человеческой природы, в саму суть характера человека вплоть до его психобиологического начала, не говоря уже об изначальных стадиях становления челове­ческого общества, когда господство и подчинение, власть одного человека над другим составляли неотъемлемое начало жизни древ­нейшего социума. Естественно, власть нельзя обеспечить одной лишь демагогией. Последняя может продлить существование власти, но не сохранить ее. Фундамент власти — насилие, понимаемое как подчинение одних воле других. Подчинение может зиждиться на грубой силе — это «уважение» к власти, добытое из-под палки. Ува­жение настоящее, без кавычек, достигается в том случае, если власт­ная структура базируется на интеллектуальной мощи, помноженной на право и нравственность.

Политика и нравственность

Как объединить политику с моралью? Есть, видимо, две принципиальные возможности: либо приспособить мораль к интересам поли­тики (что чаще всего и делается, особенно в автократических и тоталитарных государствах), либо подчинить политику морали. При нынешнем состоянии человеческого общества подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией этому служит высокая мера демократизма и либерализма общест­венной жизни.

Установить при безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю связь между истинной нравственностью и умной политикой — вот главное притязание нравственной философии к честной политике.

Духовно возвышая человека, нравственность, по словам В. Виндельбанда, может в известных обстоятельствах и разоружать его, ставя житейски в невыгодное положение. Это особенно сказывается при столкновении с наглостью: «Совесть не позволит нравственному человеку пустить в ход такие средства, применение которых может дать решающий перевес над ним его противнику, обладающему менее чуткой совестью... Это относится также и к жизни народов, и это надо принять в соображение, когда вопрос идет об отношении политики и морали»[62]. Но если политик будет руководствоваться тем соображением, что так называемые высшие цели дают ему мораль­ное право не сообразовываться с нравственными нормами, ограни­чивающими его произвол, то он может довести общество до самых печальных результатов. Мудрый политик считает своей обязанностью согласовывать все свои политические и социальные решения и действия с нормами морали.

Однако и в истории политических учений, и в современных представлениях можно встретить утверждение, что политика — дело грязное: она находится по ту сторону добра и зла и с моралью не­совместима. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль от­личается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей кроме трудностей успеха есть еще всегдарядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Таким образом, добро достигается с трудом, разве только если счастие настолько благоприятствует вам, что превоз­могает это обыкновенное и естественное неудобство[63].