Смекни!
smekni.com

Традиция и антрополатрия в наследии К.Н. Леонтьева (стр. 3 из 3)

История распространения антрополатрии в этой связи представляется, как последовательное уничтожение традиционных религий, государств и культур и создание "нового человека". Но атрополатрийная идеология не только не достигает собственных идеалов, но и напротив, все ближе и ближе подходит к потере человеком собственной человечности. В замкнутом круге "либерализм/социализм/племенизм" личность находится в таком положении, что при выходе из него становится изгоем некой "общечеловеческой цивилизации", новым варваром. В совокупности с потерей необходимого знания о традиции это превращает человека в духовно несвободное существо, в той или иной форме поклоняющееся себе самому, воспринимающее традицию как рудимент "устаревшего" общества, и полагающее, что по-другому не бывает.

Становится ясно сколь значимо для современной традиционной мысли леонтьевское наследие, которое призывает к тому, чтобы не забывать о многочисленных идеологиях, последние 400 лет тревоживших и рвавших на части русскую цивилизацию; к тому чтобы учитывать опыт либерализма, социализма, племенизма. Но изучая, надо понимать, что их выбор далек от традиции: он разрушает христианскую религиозность, противоречит наследию русской государственности и культуры.

Для Леонтьева и его единомышленников выбор между традицией и антрополатрией решает все.

Список литературы

1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1888 // РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Д. 1053. Л. 98

2. Леонтьев К. Н. Наши окраины // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872—1891) / Общ. ред., сост. и комент. Г. Б. Кремнева; вступит. ст. и комент. В. И. Косика (далее — ВРС). М., 1996. С. 342.

3. Леонтьев К. Н. Наши окраины / Там же. С. 342.

4. Леонтьев К. Н. Чем и как либерализм наш вреден? / Там же. С. 268

5. Там же.

6. См.: Леонтьев К. Н. Избранные письма. СПб., 1993. С. 473.

7. Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения. // Леонтьев К. Н. ВРС. С. 427.

8. Леонтьев К.Н. Записка о необходимости новой большой газеты в С.- Петербурге. // Там же. С. 392.

9. Леонтьев К. Н. Письма о восточных делах / Там же. С. 386.

10. Леонтьев К. Н. А. И. Кошелев и община в московском журнале "Русская мысль" / Там же. С. 262.

11. Леонтьев К. Н. Религия — краеугольный камень охранения / Передовые статьи "Варшавского дневника" / Там же. С. 224.

12. Тойнби А. Дж. Постижение истории / Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 2003. С. 231.

13. См.: Емельянов-Лукьянчиков М. А. Концепция "племенизма" К. Н. Леонтьева в цивилизационной историософии XIX—XX веков // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 120—132.

14. См.: Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика / Леонтьев К. Н. ВРС. С. 608—609.

15. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство / Там же. С. 108.

16. Леонтьев К. Н. Письма отшельника / Там же. ВРС. С. 170.

17. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М., 2003. С. 251.

18. Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика / Леонтьев К. Н. ВРС. С. 606.

19. Там же.

20. Балуев Б. П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга "Россия и Европа". М., 1999. С. 60.

21. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство / Леонтьев К. Н. ВРС. С. 131.

22. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума // Философия истории. Антология. М., 1994. С. 47.

23. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 554.

24. Леонтьев К. Н. Журнал "Русская мысль" / Передовые статьи "Варшавского дневника" / Леонтьев К. Н. ВРС. С. 250—251.

25. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. С. 124.

26. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. С. 38.

27. Тростников В. Н. Раздумья в пути. М., 2003. С. 65.

28. См.: Перевезенцев С. В. Крах гуманизма // Подъем. 2002. № 10.

29. Шпенглер О. Деньги и машина // Пессимизм? М., 2003. С. 103-104.

30. Тойнби А. Дж. Мир и Запад / Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. С. 465.

31. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. С. 20.

32. Тростников В. Н. Раздумья в пути. С. 182—191.

33. Гусев В. А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001. С. 162—163.