- улучшение социально-экономической ситуации в регионе, поскольку именно это будет способствовать урегулированию социально-политических конфликтов и существенно сузит социальную базу религиозно-политических экстремистов и террористов;
- расширение взаимодействия государственных органов и религиозных объединений северокавказских субъектов РФ по всем направлениям сотрудничества, в первую очередь в деле активизации борьбы с проявлениями религиозно-политического экстремизма и терроризма и преступности, в духно-нравственном оздоровлении северокавказского общества;
- принятие со стороны правоохранительных органов решительных мер по перекрытию каналов финансирования экстремистов и террористов из-за рубежа и из местных источников;
- для блокирования терроризма как уголовного проявления – совершенствование правовой базы и деятельности спецслужб, а также активизация идеологической работы;
- принятие энергичных мер, препятствующих использованию северного Кавказа в качестве «перевалочной базы» для распространения различных экстремистских течений ислама, питающих сепаратизм и терроризм;
- осознание необходимости уделять особое внимание воспитанию населения в духе национальной и религиозной терпимости, неприятие идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Исламский радикализм на Северном Кавказе неоднороден: в нем имеются и экстремистское течение, не идущее ни на какой компромисс, и умеренный, бытовой радикализм. Если с первым надо вести бескомпромиссную борьбу, в том числе и насильственными методами, то со вторым следует идти на диалог, находить точки соприкосновения. Ослаблению накопившегося потенциала радикализации исламистских движений и предотвращению их перехода на ультрарадикальные позиции могли бы способствовать легитимация умеренного исламского радикализма на Северном Кавказе и перевод решения противоречий между сторонниками исламского радикализма и государственными структурами, а также традиционным исламом, в том числе и суфизмом, из военно-политической в религиозно-идеологическую плоскость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ислам – одна из трех мировых религий. Она является неотъемлемой частью культуры мусульманской цивилизации и насчитывает многие миллионы своих приверженцев. Ислам достаточно простая религия, доступная по истине каждому желающему, любому человеку. В исламе имеются свои столпы, по сути напоминающие христианские заповеди, определенные обряды и правила. Однако отличительными чертами самой молодой мировой религии является ее строгость и всеобъемлющий характер. Это значит, что мусульманин всегда и везде пронизан своей религией, которая также регулирует и уклад человеческой жизни, и манеры поведения и духовный рост. Такое положение дел, то есть преобладание религиозного мировоззрения по отношению к светскому главным образом и отличает население мусульманских стран. По этой же причине многие из исламских стран не испытали резвого скачка в экономике после распада колониальных империй, идя тем самым по своему, не зависимому от Запада, пути развития. Страны мусульманского мира достаточно консервативны во всех областях и на всех уровнях человеческой жизнедеятельности – будь то экономика, политика, религия, наука, искусство и так далее. Сказать плохо это или хорошо довольно трудно. Если смотреть под углом не остановимой глобализации, то, наверное, нехорошо и следует «помочь» исламским странам преодолеть барьер экономической отсталости. Другое дело, хотят ли собственно исламские страны такой помощи и поддержки… Здесь дело обстоит сложнее, поскольку мусульманский мир с тревогой смотрит на диалог с другими цивилизациями, в частности с западной, что вызвано рядом исторических причин. Подробно такие причины были рассмотрены ранее. Таким образом, ислам рисуется как вполне мирная религия, обособленная, отделенная от внешнего и мира и контакта с другими цивилизациями, но придерживающаяся идей справедливости, братства и равенства. Да и может ли религия быть агрессивной? Вопрос достаточно философский…
С другой стороны, ислам имеет множество направлений, некоторые из которых окрашены экстремистскими и террористическими красками. Яркое проявление деятельности подобных организаций и группировок мы могли наблюдать на Северном Кавказе в последние 30 лет. Сторонники таких направлений ислама опираются на те же источники, что и традиционные исламисты, однако трактуют их по-своему. Нужно сказать, что у таких радикальных направлений находится немало идеологических и финансовых спонсоров, что вызывает серьезные опасения за безопасность «неверных» в мусульманских регионах. Однако, на мой взгляд, подобные религиозно-политические движения являются следствием незрелости таких группировок и религии в целом. Должно пройти время, чтобы религия достаточно полно сформировалась и для того, чтобы люди всего мира могли судить (рассуждать) об исламе не только в соответствии с действием каких-либо течений этой религии, а осознавая полную и правдивую картину жизни мусульманских стран и мусульманской цивилизации в целом. В данном вопросе большую роль играют стереотипы, навязываемые приверженцам других религий и цивилизаций, политическими и общественными организациями, в частности средствами массовой информации. Мы сами настраиваем себя против людей другой веры, расы, национальности, взращивая в себе нетерпимость и высокомерие. Быть может в нашем искреннем непонимании «чужой» религии виноваты мы сами?...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Рязанцев С.В. «Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа». Ставрополь. Сервисшкола, 2003 г.
2) Бурдье П. «Социология политики». Москва, 1993 г.
3) Максуд Р. «Ислам» / Рукайя Максуд. 2002 г.
4) Н.С. Кирабаева «Евразийская идея и современность» 2002 г.
5) Б. Льюис Ислам: что пошло не так? – «Россия в глобальной политике». 2003 г.
6) К. Ханбабаев «Исламский радикализм на Северном Кавказе» 2007 г.
7) З.М. Залимханов «Политизация ислама на Северном Кавказе». Махачкала. 2000 г.