РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
Кафедра: « Социология, психология и педагогика»
Дисциплина: «Социология»
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД
по теме: «Ислам: мирная или агрессивная религия?»
Выполнила: Бутенко Юлия,
ст. гр. ЭНА-2-005
Проверила: Большакова Г. И.,
к.с.н., доцент
Ростов-на-Дону
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Столпы ислама…………………………………………………………...…….7
2. Мусульманская цивилизация: вызовы глобализации……………………...16
2.1. Важнейшие особенности мусульманской классической культуры..18
2.2. Исламский гуманизм ………………………………………………... 20
2.3. Ислам и проблема устойчивости межцивилизационного взаимодействия …………………………………………………………..23
3. Исламский радикализм на Северном Кавказе ……………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...40
ВВЕДЕНИЕ
Что такое ислам?
Ислам - одна из трех величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой религией, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства.
Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже не значит быть обязательно арабом. Слово» мусульманин» переводится как «тот, кто покоряется». Символ веры ислама состоит из двух утверждений: Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад –Пророк Его». Оба этих основных утверждения мусульмане принимают сердцем, а именно: в действительности существует только лишь один Бог, Высочайший Владыка, и Откровение, посланное Им арабскому Пророку Мухаммаду, является истинным, окончательным и совершенным, полностью упраздняющим все ранее ниспосланные откровения.
Быть мусульманином означает, прежде всего, обретение глубоко личного опыта, Это невозможно проделать безучастно. Становление мусульманина включает в себя состояние, известное как ихсан, или осуществление, что означает «рождение заново». Каждый мусульманин, искренно желающий руководствоваться своей верой, переживает этот опыт.
Большинство людей, уверовавших однажды в существование Бога, быстро развивают таква, или «богосознание». Они начинают понимать, что все их поступки, мысли и высказывания открыты взору Божию. Отныне в их жизни буквально все меняется, ибо, утвердившись в таква, они обретают вожделенную цель: угождать Всевидящему и Всезнающему Богу, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные мысли.
Этот Бог по определению Высочайший и всемогущий. Невозможно представить себе существование двух Всемогущих, поэтому естественно и неоспоримо бытие Единого Бога. Эта основная концепция ислама известна как таухид, или «единственность», что в богословской терминологии обозначается словом «монотеизм».
Бог, Создатель и Устроитель Вселенной, столь неподвластен для осознания ограниченному разуму человека, что если бы не Его желание одарить человеческие существа знанием о себе, внушать им любовь к Себе и направлять их жизни на путь процветания и счастья, то нам так никогда и не удалось бы обрести спасительную веру в Него. Это вторая основная концепция ислама известна как рисала, или «пророчество».
Мусульмане полагают, что с самого начала существования человеческой мысли в миру всегда появлялись провидцы и люди Откровения. О многих пророках нам известно из Библии. Большинство мусульман считают Адама первым посланником Бога и первым же устроителем святыни, предназначенной для богопочитания.
Третьей основной концепцией ислама является ахира, или «жизнь после смерти». Мусульмане верят, что земная жизнь вовсе не исчерпывает поистине неограниченные возможности человеческого бытия. Жизнь человека начинается не с рождения, а в тот самый миг, когда Богу угодно будет сотворить живую душу; и оканчивается жизнь не смертью, а в ту самую секунду, когда Бог соблаговолит растворить эту душу. Краткий период времени, проведенный человеком на Земле, не считается бессмысленным. Земная жизнь предлагает человеку многочисленнейшие испытания и уроки, выдержать которые ему просто необходимо для дальнейшего духовного развития.
Чтобы пройти через все мучительные испытания, порой весьма мучительные, и не уступить искушениям легкой или развратной жизни, человек нуждается в духовном образце, которому можно следовать. Люди Откровения и Божии посланники жизнью своей являли людям искомый духовный образец, однако всегда находились недобросовестные, корыстолюбивые последователи, сознательно или же по неразумению искажавшие смысл учений. Откровение, посланное Пророку Мухаммаду, столь совершенно в своем словесном воплощении, идеально пригодном для восприятия сердцем, столь тщательно и заботливо запечатлено в книге, что исказить его уже невозможно, а посему и в истинности священных слов сомневаться не следует.
Это откровение ниспосылалось Пророку на протяжении двадцати трех лет и собрано ныне в Книге, известной как Священный Коран. Мусульмане верят, что священные слова арабского текста Корана пребывают в неизменности своей с тех пор, как были ниспосланы они Пророку; от них ничего не убавлено, к ним ничего не прибавлено, они не искажались и не менялись с того времени, как Мухаммад начал свое служение в 6 веке н.э.
Как известно, ислам зародился на Ближнем Востоке, и откровение, ниспосланное Пророку, предназначалось в первую очередь арабам, однако ныне ислам стал мировой религией, не ведающей никаких ограничений по национальному признаку. В наше время люди, исповедующие ислам, исчисляются многими миллионами, и арабов в этой необъятной умме, или общине, весьма немного.
В исламе, пожалуй, существует всего лишь одна форма превосходства, а именно: искренняя набожность, смирение и желание служить Богу. Истинное богослужение отнюдь не состоит исключительно из ритуалов и песнопений, по сути своей являющихся всего лишь символами проявления религиозного рвения, но требует истинного напряжения всех умственных, душевных и духовных качеств человека. Даже самый блестящий научный исследователь самый многострадальный святой не получат преимущества перед простым пастухом, уверенным в том, что его хранит Бог, в то время как сам он стережет порученное ему стадо. Все они одинаково дороги Тому, Кто создал всех и дал в удел каждому их собственный жизненный путь. Несмотря на свои грехи, столь страстно возлюблены они Богом, что осознать в полной мере всю мощь Его Любви человеческому существу не дано.
Таково вкратце смысл и назначение ислама. Воистину, нет божества кроме Бога Единого, а в провидческих словах, заповеданных Посланнику Мухаммаду, содержится правдивейшее откровение Божие, столь же действенное сегодня, как и тогда, когда впервые оно даровалось людям четырнадцать веков назад.
«Благочестие не в том, чтобы вам обращать лица свои к Востоку или Западу; но благочестивы те, которые веруют в Бога, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; по любви к Нему дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, странникам, нищим, на выкуп рабов; которые совершают молитвы, дают очистительную милостыню; верно исполняют обязательства, какими обязывают себя; терпеливы в бедствиях, при огорчениях и во время бед. Таковые люди праведны; таковые люди благочестивы. ( Коран, сура 2:172)
1 СТОЛПЫ ИСЛАМА
ШАХАДА – СВИДЕТЕЛЬСТВО
Первым столпом ислама является шахада, или свидетельство веры. Это простое свидетельство состоит из двух частей, о которых упоминалось ранее, и называется так по слову «ашхаду», что означает « я заявляю» или «я свидетельствую».
Люди, провозгласившие об этом и истинно уверовавшие в это всем сердцем своим, становятся мусульманами. Церемонии, подобной христианскому крещению, в исламе не существует; достаточно осознанной и твердой уверенности в том, что свидетельствующий истинно уверовал в провозглашенные им слова.
Иногда готовящийся стать мусульманином может обговорить все подробности с имамом (учителем) или пройти краткий курс обучения; как только человек принял решение стать мусульманином или осознал себя таковым, первым его действием будет публичное возвещение о своей вере в присутствии двух свидетелей. С этого момента он является мусульманином.
Впрочем, принятие веры не ограничивается только лишь словами; нужно, чтобы человек уверовал в них всем сердцем, ибо, следя своему заявлению, мусульманин должен довериться Богу всем сердцем и положить жизнь свою в услужение Ему.
Принятие подобного решения влечет за собой некоторые, довольно резкие перемены. Следование вере значит гораздо больше, чем просто исповедание; отныне вся ваша жизнь должна стать доказательством истинности вашего решения. Многим европейцам, обращающимся в ислам, приходиться почти целиком менять свою диету и жизненный уклад. Им предстоит полностью отказаться от продуктов из свинины, всяких животных продуктов, алкоголя, от посещения баров и ресторанов, нескромных одеяний и так далее. Им следует также избавиться от заносчивости, себялюбия, лживости и многих других слабостей своего характера.