Смекни!
smekni.com

Конспект нескольких глав Лосева (стр. 2 из 3)

Миметическая природа искусства. Прежде всего при­помним то, что мы уже знаем. Мы именно встретили учение о том, что искусство есть подражание, что это подражание отно­сится не к чувственным вещам, но к эйдосам и что в таком подражании нет ничего унизительного, так как и вся природа тоже «подражает», и это подражание ничем не отличается от «творчества».

Отношение искусства к другим областям бытия и жизни. Плотин говорит о трех жизнях — чувственной, практической и той, что протекает в возвышенном месте. Это то место, куда восходит только «любящий», минуя тело и душу и при­ходя к «истинному уму», который «прекрасен сам от себя». Что же та­кое ум?

Мыслитель проводит здесь аналогию творящего ума с художником и искусством. Все произведения искусства со­держат в себе медь, дерево или камень, но они не создаются этим, прежде чем то или иное искусство, путем вложения от себя эйдоса, не создаст одно—статую, другое—кровать, третье—дом.

Душа тоже состоит из материи и формы. Ее форма — энергийный ум. Душа есть нечто потенциальное и несовершенное.

Классификация искусств

Общая классификация искусств. Плотин пишет: «Подражание искусства—живопись и ваяние, танцы и мимика жестами, то есть все, получающее свое содержание откуда-ни­будь из окружающей действительности и пользующееся чувственным прообразом, подражая формам и движениям и повторяя видимую сим­метрию,—не могут быть как следует возводимы в умный мир, разве только через разум человека, и если сделать заключение о некоем состоянии живых существ, взятых в целом, на основании сораз­мерности, существующей в отдельных живых существах, то это будет только моментом способности, наблюдающей и там и созерцающей со­размерность, которая в умном мире охватывает все. Ведь тогда и вся музыка, содержащая мысли о гармонии и ритме [под «музыкой» Плотин понимает здесь науку музыки], существует, надо полагать, таким же образом, как и та, что относится к умному ритму. Те же искусства, которые создают художественные чувственные предметы, как, например, строительное или плотничье, могут получать свои принципы оттуда и из тамошних рассуждений, поскольку они поль­зуются симметриями. Соединяя это с чувственным предметом, они не могут быть всецело там, или же они—в человеке. Но также и—земле­делие, которое занимается чувственным растением, и медицина, рассмат­ривающая здешнее здоровье как в смысле чувственной силы, так и хо­рошего состояния. Там—другая сила и здоровье, в силу чего живые существа оказываются недвижными и довлеющими себе. Что же касается риторства, стратегии, экономии и государственного управления, если эти искусства соединяют с действиями красоту, то в случае обращения ими внимания на то умное, они имеют оттуда должное для науки на основа­нии науки тамошней. Туда же надо поместить и геометрию, которая относится к умному и является высшей мудростью относительно сущего. Вот что можно сказать об искусствах и о том, что соответственно с ними возникает».

Некоторые комментарий к общей классификации искусств у Плотина в связи с отношением искусства к сфере Души и Ума.

Во-первых, Плотин, по-видимому, делит все искусства на подража­тельные (живопись, скульптура, танцы, мимика) и производительные (архитектура, агрикультура, медицина, военное дело, политика). Здесь, по-видимому, идет речь о различии чистого искус­ства и прикладного.

Во-вторых, Плотин ставит вопрос об отношении произведения искусства к умному первообразу. «Чистота» искусства как раз есть принцип, уво­дящий от первообраза. Когда создается картина, статуя и пр., то для Плотина уже само собой ясно, что содержание этих произведений будет обязательно земным.

Искусство и природа. По Плотину, нет существенной разницы между искусством и при­родой. Искусство есть деятельность человека, но через человека дейст­вует все та же душа и жизнь, данная и в космической Душе и в самом Уме. Природа же творит без «логисмоса», то есть без рассуждения.

Отдельные искусства

Понимание отдельных искусств у Плотина весьма далеко от современного. Например, архитектура для него, так же как и плотничье дело, сводится лишь к механическому сопо­ложению частей… Кроме того, ввиду слабых искусствоведческих интересов у Плотина, мы часто бываем разочарованы заменой у Плотина специально-художе­ственного анализа общими ссылками на умопостигаемый мир.

Пластические искусства. Подражательные искусства для Плотина подражают видимым движениям, формам и соразмерностям. В мире идей есть идея человека, есть идея разумного существа, идея художника и даже искусства, поскольку искусства суть порождения Ума.

Из мира идей, по Плотину, искусства заимствуют «симметрию», но когда начинают внедрять ее в чувственный объект, то этот объект уже не принадлежит вполне идеальному миру.

Художник своей деятельностью вносит эйдос в материю. Если он «подражает» другим вещам, это не меняет дела, потому что вещи в свою очередь тоже подражают эйдосам; и искусства не просто изобра­жают видимое, но восходят к основаниям, от ко­торых природа восходит к Софии природы.

Искусство для Плотина вполне принадлежит Душе, тяготеющей к миру; как эйдос, оно пребывает в умном мире; как чув­ственные качества, оно есть наброшенный на мир золотой покров.

Магический и символический аспекты пластиче­ских искусств. Иногда Плотин говорит об образах и статуях как о предметах культа. Есть тексты, свидетельствующие о том, что светское и религиозное искусство — совершенно разные вещи для философа. Свя­щенные изображения «вбирают» в себя частицу божественной Души; это поняли, согласно Плотину, «древние мудрецы». Священные изображения, по мысли Плотина, привлекают частицу Мировой Души, благодаря своему «подобию» ей.

Для священно-магических изображений у Плотина есть особый тер­мин - «изваяние», «образ». Говоря о жизни блаженных мудрецов в умном мире, Плотин называет все, что именуется там, «прекрасными изваяниями», не начертанными, а истинно существующи­ми.

Драматическое искусство. Деятельность драматического поэта Плотин представляет наподобие деятельности про­видения. Истинная драма есть не что иное, как драма всякого природ­ного существования, драма свободы и необходимости, хорошего или пло­хого соответствия вселенскому порядку. Вследствие этого драматический поэт, подобно скульптору, прикасается к истине, превосходящей предмет его изображения.

Музыкальное искусство. Музыка для Плотина—это в пер­вую очередь высокая наука, причастная к «умному ритму» и умопостигаемая. Цель музыки—сделать явным невыразимое, прекрасное. Для этой цели служит музыкальная техника, опирающаяся на числовые закономерно­сти. Эти закономерности, однако, целиком принадлежат чувственному миру, потому что в красоте самой по себе нет никаких частей, и следо­вательно, нет числовых соотношений. Число выступает в музыкальной концепции Плотина в качестве есте­ственного следствия перехода от неразделимого единства формы к мно­жественности чувственного мира. Гармонические соотношения низких и высоких звуков в музыке ничтожны по сравнению с гармонией вселен­ной.

Художник и зритель

Внутреннее состояние художника. Художник несет в себе идею искусства. «Музы­кант влагает гармонию в струны инструментов, имея в себе основание, в согласии с которым он будет создавать гармонию». Влечение, любовь к высшей гармонии, диктующей художнику его произведения, сильнее в нем, чем его про­фессионализм.

Художник, согласно Плотину, питается созерцанием божествен­ной красоты, небесной Софии. Но это удел всякого мудреца. Художник же — это мудрец, улавливающий отношение между умным и чувствен­ным и воплощающий идею в материи.

Восприятие искусства и действие его на человека. Плотин неоднократно говорит о воздействии музыки на слушателя. Являясь отражением гармонии умного мира, музыка дает соприкос­нуться с ним и слушателю.

Любитель музыки, в описании Плотина, пассивен и восприимчив, он заворожен гармонией звуков и пленен их красотой. Он сам вполне бездеятелен; звуки действуют на него.

Плотин приписы­вает музыке не безразличное для нравственности воздействие. «Музыка преображает человека, изменяя его к лучшему или к худшему". Музыка подобна магии. Она зачаровывает, однако, не волю и не разум, а неразумную душу. Очищая ее, освобождая ее от пристрастия к преходящим фор­мам, музыка делает ее способной понимать и любить Единое.

Искусство, связанное с Душой, «склоняющейся» над миром,— это для Плотина одна из форм стремления к божеству, форма очень хрупкая и несовершенная, потому что художник, устремляясь к умопостигаемому, всегда влеком вниз, к чувственному и материальному.

Общие выводы об искусстве

Черты презрения к искусству. «Безобразное живое прекраснее того, что прекрасно в статуе». Самое главное — это про­никнуть в сферу чистого ума.

Искусство как первая ступень восхождения. Плотина говорит: "Философ по самой своей природе как бы окрылен и не нуждается в отделении от материи, как люди непосвященные; он находится в движении ввысь и, если затрудняется, то только в смысле нужды в руководителе. Следовательно, ему нужно показывать путь, его нужно освобождать, потому что он сам по природе этого хочет и сам давно уже освободился."

Итак, вот путь восхождения — искусство Муз, любовь и философия. Это не есть путь знания или какой-нибудь отдельной душевной способ­ности. Это есть путь преображения самой жизни человека. Эстетические и художественные переживания,— это только самый первый и самый не­совершенный шаг к истине. Любовь дает больше, заставляя проникать в глубь вещей, но и от нее надо бежать к той особой любви, которая есть чистый ум. Только математика и диалек­тика, дающие особую организацию ума и всего человека, есть подлинное и настоящее искусство, искусство жизни.