ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по философии на тему:
Социальные концепции фрейдизма и неофрейдизма
Выполнила: Устелко К. П.
Группа: 2Мг-2
Проверил: Менькин Н. П.
г. Барнаул, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………….……….3
2. Социобиологическая направленность фрейдизма и неофрейдизма......4
3. Фрейдистское понимание культуры…………………………..…….......8
4. Фрейдо-марксизм о человеке и обществе……………………………..11
5. Заключение………..……………………………………………………..12
6. Список литературы…..………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.
Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.
В конце 1930-х годов возник неофрейдизм, который стремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда.
Целью данной работы является исследование течений фрейдизма и неофрейдизма.
Задачи работы:
1. Учение З.Фрейда и его последователей следует рассматривать в рамках социобиологии, недооценивающей социальные факторы общественной жизни;
2. Дать общую характеристику этих учений рассмотреть каждое из них подробно;
3. Рассмотреть последователей Фрейда и проанализировать их взгляды.
СОЦИОБИЛОГИЧЕСКАЯ НАПРВЛЕННОСТЬ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕДИЗМА
Фрейдизм – идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей. (По имени австрийского врача Фрейда.)
Если рассматривать социобиологическую направленность фрейдизма, то здесь необходимо рассмотреть такое важное понятие как психоанализ. Психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З.Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству «Я», включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.[1;50]
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
З.Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Id) – примитивная инстанция, принцип удовольствия, Я (Ego) – принцип реальности, самосохранение, контроль над инстинктами Id, сверх-Я (Super Ego) – высшая инстанция, моральные и религиозные чувства, продукт влияния извне.
Поскольку сверх-Я черпает энергию от Id, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (Ego) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации, замещения, проэкции и других. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.
Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта:
– движущие поведением инстинкт самосохранения;
– сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.
Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван – либидо. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти. По мнению Фрейда - этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Фрейд под этим инстинктом понимал не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других инстинктов, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. [1;75]
Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии.
- 0 – 1,5 лет – Оральная фаза, в личности проявляется только Id – желание;
- 1,5 – 3,5 лет – Анальная фаза, формируется сверх-Я – социально обусловленные запреты;
- 3,5 – 6 лет – Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, фаза достигает апогея в революции Эдипова комплекса;
- 6 – 12 лет – Латентная фаза, время сексуального ожидания;
- с 12 лет – Генитальная фаза, или взрослая стадия.
Таким образом, возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами «катарсиса» или самоочищения, психоанализ постепенно завоевал популярность в широких медицинских кругах, у Фрейда появились так называемые ученики. Однако в скорости некоторые из них «отпочковывались» от основного стержня учения, основывая новые психоаналитические течения, объединяемые в истории психологии общим термином – «неофрейдизм».
Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями.
К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм и другие. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и так далее), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.
Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.[2;87]
Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.