описание познания так, как оно фактически является. Это не описание познания в соответствии с его определенным идеалом или моделью».[8]
2.1. Этапы феноменологического пути
Феноменологический путь предполагает следующие этапы: 1) Сознание (в узком смысле); 2) Самосознание; 3) Разум; 4) Дух; 5) Религия; 6) абсолютное Знание. Тезис Гегеля состоит в том, что любое сознание представляет собой самосознание (самосознание есть истина сознания); в свою очередь, самосознание раскрывается как Разум (Разум есть сущность самосознания); наконец, в полной мере Разум реализует себя как дух, который через Религию достигает своей вершины в абсолютном Знании.
2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок)
Начальная стадия представлена «сознанием» в гносеологическом смысле (более узком), для которого характерно созерцание и познание мира как иного по отношению к себе и не зависимо от себя. Эта стадия развертывается в трех последовательных моментах: а) чувственной достоверности, б) восприятия, в) рассудка.
А) На стадии ощущений единичное кажется истиной, но очень скоро в ней появляются внутренние противоречия, так что для понимания единичного необходимо перейти к общему. Б) На стадии восприятия объект может показаться истиной, но и он тоже противоречив, так как предстает единым и множественным одновременно. В) На стадии рассудка объект выступает как феномен, являющийся продуктом деятельности сил и законов: именно здесь чувственное разрешается в силу и закон – производные рассудка. Так сознание приходит к пониманию того, что объект зависит от чего-то иного,т.е. от рассудка, а значит, в некотором смысле от него самого (объект разрешается в субъекте). Таким образом, сознание становится самосознанием (знанием себя).
2.3. Самосознание (диалектика господина – раба, стоицизма – скептицизма и несчастного сознания)
Второй этап феноменологического пути состоит в самосознании, которое посредством ряда моментов учится познавать, что оно из себя представляет. Сначала самосознание абстрактно исключает из себя всякую чужеродность, оценивая «иное» как несущественное и отрицательное. Но вскоре оно вынуждено отказаться от этой позиции. «Индивид, не подвергающий опасности собственную жизнь, – пишет Гегель, – вполне может быть признан личностью (в абстракции); при этом он не достигает истинности подобного признания как независимого самосознания». Согласно Гегелю, каждое самосознание структурно нуждается в другом самосознании и их борьба должна иметь исходом не смерть одного из них, но подчинение одного другому».[9]
«А) Когда два человека находятся друг перед другом, то между ними возникает напряженность, потому что каждый из них хочет, чтобы другой признал его господином ситуации, то есть как того, кто определяет себя и другого. Исходя из этой модели, Гегель следующим образом объясняет исторический процесс. В этой борьбе за признанием один будет подчинен другому. В итоге возникает ситуация, в которой есть господствующий, «господин», и подчиняющийся, «раб». Господин вынуждает работать раба на него. Результатом этого является взаимное развитие, при котором человек (раб) возделывает природу и культивированная природа, в свою очередь изменяет человека. В процессе обработки рабом поля создается материальный излишек, который обеспечивает основу для появления более эффективный приемов труда, лучших орудий и т.д.
Отношение господин – раб является одновременно диалектической связью в том смысле, что между двумя этими субъектами существует внутреннее динамическое взаимодействие. Господин является господином только потому, что раб (и сам господин) признает его в качестве господина. Соответственно, раб поскольку раб, поскольку господин (и сам раб) признает его в качестве раба».[10]
«Самосознание достигает полного знания о себе только через последующие стадии: б) стоицизма, в) скептицизма, г) несчастного сознания.
Б) Стоицизм представляет собой свободу сознания, признает себя в форме мысли, которая выше власти и подчинения. Последние рассматриваются стоиками как полностью «индифферентные» (с моральной точки зрения, быть господином или слугой – одно и то же).
В) Стоицизм диалектически переходит в скептицизм, который преобразует отрешенность от мира в установку отрицания мира. При этом, отрицая все то, что сознание полагало несомненным, скептицизм в некотором смысле опустошает самосознание и приводит его к противоречивости и разладу с собой.
Г) Признаки разлада, скрытого в противоречивости скептицизма, становятся явными в «несчастном», или «раздвоенном», сознании, «еще более запутавшемся в противоречиях». Такое раздвоение имеет два аспекта: постоянный и изменчивый. Первый относится с трансцендентным Богом, второй – с человеком. По Гегелю, несчастное (двухмирное) сознание главным образом характерно для средневекового христианства.
2.4 Разум
Разум рождается в момент, когда сознание обретает достоверность быть любой реальностью. Такова суть философии идеализма. Прослеживая феноменологические этапы диалектического пути Разума, можно сделать вывод, что он есть всякая вещь, – т.е. к единству бытия и мышления.
А) Разум, созерцающий природу, конституируется наукой о природе, при этом само собой разумеется, что мир прозрачен для разума, т.е. рационален.
Б) Действующий Разум на более высоком уровне (уровне определенности = быть чем угодно) повторяет момент самосознания.
В) Разум, синтезирующий первые два момента, представлен самосознанием, нашедшим собственное содержание.
2.5 Дух
Разум, реализованный свободным народом, внутренне соединенный с «этической субстанцией», – это Дух. Дух есть индивид, конституирующий мир, который реализуется в жизни свободного народа. Дух, следовательно, есть единство самосознания в совершенной свободе и независимости и целое в его опосредованной оппозиции. Дух – это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я». Нельзя понять Гегеля без того, чтобы не усвоить это существеннейшее для его концепции «интерсубъективное социальное измерение Духа».
2.6 Религия и абсолютное Знание
В Феноменологии религии Гегель выделяет три ступени: а) восточную религию, представляющую Абсолют в виде природных элементов (звезд, животных); б) греческую религии, представляющую Абсолют в форме человеческого, конечного; в) высшую, христианскую, религию. Воплощение, Царство Духа, Троица суть основные понятия и его, гегелевской, философии. Самообладание Духа выражается в удержании себя при синтезировании противоположностей.»[11]
3. Логика
«Первая ступень развития Абсолютной идеи рассматриватеся в работе «Наука логики», которая, по определению Г.Гегеля, является «наукой об идее в себе и для себя». То есть здесь Абсолютная идея развивается вне сама по себе. Она при этом познает себя через логические категории.
Учение о бытии. Бытие тождественно ничто. В результате их взаимосвязи возникает становление, которое переходит в наличное бытие. То есть ставшее бытие. Оно должно быть понято как качество, которое пройдя ряд логических изменений, переходит в количество.
Учение о сущности и таких ее категориях, как тождество, различие, противоположность, противоречие.
Учение о понятии. Здесь рассказывается о том, что такое понятие, суждение, умозаключение».[12]
«Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» — первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит».[13]
«Логика» Гегеля имеет мало общего с традиционной логикой. Ее предметом являются формы абсолютного мышления, или сам Абсолют, рассматриваемый как таковой, до творения мира и конечных духов, т. е. как «абсолютная идея». Как и Шеллинг, Гегель начинает с самых абстрактных образов Абсолюта и постепенно продвигается к конкретному понятию о нем. Продвижение от одних определений мысли к другим происходит путем самоотрицания и снятия противоположностей в синтезе, всегда более содержательном, чем простая сумма тезиса и антитезиса. Гегель говорит, что этот метод не навязан извне, а диктуется самой природой мышления».[14]
«Логику следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».[15]
3.1. Учение о бытии
«Бытие – это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они суть другие по отношению к друг другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть одновременно обнаружение вовне и, следовательно, развертывание в себе сущего понятия и вместе с тем погружение бытия в себя (das Insichgehen), его углубление в самое себя. Выявление понятия в сфере бытия представляет собой нечто двоякое: оно столь же становится тотальным бытия, сколь и снимает непосредственность бытия, или форму бытия как такового».[16]
«Логика бытия подразделяется на логику: 1) качества, 2) количества, 3) меры.
1) Качество – понятийное определение, непосредственно совпадающее с вещью.
2) В понятии количества качество игнорируется и мыслится как индифферентное.
3) Мера есть синтез, снимающийся и удерживающий два предыдущих момента,