Легисты выдвинули идею регулярного административного деления, разработали систему централизованного управления государством с помощью унифицированного государственного аппарата, принцип присвоения рангов и привилегий за конкретные заслуги. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности. Все эти идеи были использованы императором Цинь Шихуаном при создании централизованной империи в 221-207 гг. до н. э., а после распада империи были ассимилированы конфуцианством.
Моизм
Восходящий к МоДи (V—VI вв. до н. э.) моизм представляет иную, ориентированную на благополучие народа, точку зрения на государство и государственное правление.
Критикуя жестокость властей, Мо Ди причиной всего дурного в мире считал недостаток общечеловеческой любви. Если же в Поднебесной будет господствовать всеохватная любовь, то царить будут мир и благополучие. Всеобщее благо, согласно монетам, является высшим принципом политического действия. Эта идея была оформлена в трактате" Мо-цзы"[2] в виде своего рода "девиза" школы Мо Ди: всеобщая любовь и взаимная выгода (цзянь сяь ай.цзяосянли).
Примером в осуществлении этого принципа для моистов служили полумифические правители древности, которые в эпоху хаоса установили "единый критерий добра и зла", следуя Небу (пить). Подражая их поведению, можно задавать 'образец" (фа) управляемым и личным примером добиваться того, чтобы все люди "заботились друг о друге и помогали друг другу".
Для этого монеты создали организацию со строгой дисциплиной и беспрекословным подчинением выборному руководителю. Члены организации направлялись в различные части Поднебесной для службы в качестве советников правителей и отзывались главой организации в случае, если их советы не приносили практической пользы.
Выдвигая принцип всеобщей любви и взаимной выгоды, монеты полемизировали не только с легистами, но и с конфуцианцами, Противопоставлявшими долг (и) и выгоду (ли). Монеты доказывали взаимообусловленность понятий "любовь" и "выгода". Опираясь на выдвинутый Мо Ди принцип экономии в расходах, они также критиковали конфуцианцев за излишнюю приверженность дорогостоящим обрядам и ритуалам (таким, например, как торжественные похороны', любовь к музыке2) и т. д.
В спорах с легистами и конфуцианцами ученики и последователи Мо Ди вырабатывали специфическую аргументацию, и I которой вырос такой аспект моизма, как учение о правильном шанни.
Мо Ди считал, что знание должно быть направлено на раскрытие причинности (гу), определения "сходства и различия" (тун и) ^^Врделсния вещей и явлений по ролам (дай). Чтобы достичь до I гоиерности знания, нужно применять три критерия (сянь бяо) для определения его правильности: 1) сравнение с "делами совер-НН нномудрых правителей древности"; 2) перепроверка посред-| том соответствия фактам, "которые слышали или видели мно-цоди"; 3) "применимость".
Н.и к-нове взглядов Мо Ди поздние монеты решали проблему ношения "имен" (мин) и "реалий" (ши).
Моисты считали, что знание является отражением реалий в форме имен. Реалии же существуют, "не нуждаясь" для этого в именах .
Номинализм
Проблему соотношения "имен" (мин) и"реачий" (ши) решала и такая школа китайской философии как Мин-цзя (Школа имен, номиналисты). Вокруг проблематики соотношения "имен" (лын)и "реалий" (ши) и формируются философские построения номиналистов.
Номиналисты подчеркивали наличие связи "имен" и "реалий", сущностное единство "имени" и "реалии" и независимость различных признаков одной вещи друг от друга. Иначе можно было бы сказать: "белая собака - есть черная собака". Ведь если у собаки слепые глаза, ее называют слепой собакой, почему же нельзя собаку с черными глазами называть черной собакой?
О философах "Школы имен" известно в основном из сочинений философов других школ. Из всех произведений этой школы остался лишь трактат "Гунсунь Лун-цзы" ("Учитель Гунсунь Лун", IV—Ш вв. до н. э.), названный по имени одного из крупнейших представителей номинализма - Гунсунь Луна. Известны также имена Хуэй Ши. Дэн Си и др.
Философия Индии
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине П тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов - фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных корпусов:" Ригведа" (сбор-пик гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).
Все эти тексты носят название шрути (услышанное) и считаются текстами откровений, услышанных древними мудрецами -риши.
В конце II тыс. до н. э. к ним добавились истолковывающие тексты (так называемые смрити, то есть запомненное): брахманы; араньяки и упанишады.
Брахманы должны были объяснить смысл и цель жертв, а также правильное применение формул. Араньяки. поучения для лесных отшельников, непосредственно примыкали к брахманам.
Упанишады 1 представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства прлагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождений
1*яд гимнов Упанишад повествует о всемогущем, бесконечном, вечном, непостижимом, самодовлеющем божестве. Все боги -лишь его проявления. Он - творец, хранитель и разрушитель всего сущего. Он - наиболее полное и наиболее реальное бытие. Он -бестелесный Брахман. Проявлением Брахмана является и Атман - внутреннее бессмертное я мира. Брахман - это Атман, Атман -это Брахман.
"Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. "То ты есть" ("Тат твам оси "), гласят Упанишады. Отождествляя Атмана с индивидом, наделенным самосознанием, его рассматривают как самосознающего Брахмана. Индивидуальный атман несотворим и неуничтожим, его конечной целью является слияние с Абсолютом. Подлинная цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют ос-|ц Рождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Тот же, кто "безрассуден и нечист", не достигнет итого состояния, но войдет в круговорот рождения и смерти, в Т*К называемую сансаруцмнеара - цепь зависимых перерожде-щ|й - определяется кармой2, совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.
С VI в. до н. э. начинается время классических философских си-г | ем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) • истемы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и иг г >1>тодоксалъные системы, отрицающие единственность автори-нтаведических текстов.
К неортодоксальным системам (частика) причисляют буддизм ийнихм.
Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных ИМГтем, называемые астика. - это ньяйя и вайгиешика. санкхья и цат, веданта и миманса. Шесть школ образуют три пары так на-:х саманатантра, т. е. "дружественных" учений, прнзнаю-дополняющих основные положения друг друга.
ТО существует около двухсот Упанишад. Самые древние ил них -ньяка. Чхандогья. Тайттирия, Айтарея. Кауиштаки, Кена. - с санскр. - дело, действие.
Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм
Учение джайнизма было основано Вардхаманой (599-527 гг. до н. э.), носившим титулы Махавиры (великого героя) к Джины (победителя). Джайнизм зародился в русле шраманской (от санскр. шрамана - "аскет", "странствующий отшельник", "подвижник") традиции, полемизировавшей с панритуализмом ортодоксального ведизма.
{Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Джива - отдельные души, которые от природы способны к совершенству, и аджива (пространство, эфир, материя) являются основными составными частями мира.
Души не могут выполнить свои природные склонности к всезнанию и блаженству, так как они связаны с адживой. В результате любой деятельности они втягивают на основе страстей и обусловливают включенность в движение крута перерождений
Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного. Для этого душа должна отсекать "липкую карму" С помощью добродетельной жизни и аскетических практик.
Философия буддизма восходит к учению шрамана Сиддхарт-хи Гаутамы из сословия кшатриев (воинов), клана Шакьев. Она формируется как рефлексия на совокупность доктринально-дог-матических положений, высказанных этим мыслителем.
Голы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э. Существуют, однако, и другие варианты датировки. Более поздние даты жизни Будды - от 480-400 до 430-350 гг. до н. э. дают возможность рассматривать его как итоговую фигуру шрамаяского периода и. следовательно, говорить о влиянии философии джайнов на формирование его учения.