Дхарма - религиозная доктрина буддизма - складывалась в полемике с ортодоксальной брахманистской идеей субстанциальной души - атмана. Если в большинстве брахманистских систем атман рассматривался как временная форма высшей духовной субстанции, сотворившей мир через серию эманации, а освобождение атмана трактовалось как его слияние с этим космическим творящим началом, то буддизм выдвинул идею анатма, отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала.
Индивид (пудгала) нереален и представляет собой совокупность пяти "слоев" (панчаскандхау. 1) слоя телесности (рупа-скандха), 2) слоя ощущений (ведана-скапдха), 3) слоя представлений (самджня-скандха), 4) слоя стремлений (санскара-сканд-ха) и 5) слоя сознания (виджняна-скандха). Эти пять "слоев" не содержат в себе ничего постоянного.
Имеет ли мир вообще некое начало, вечен ли он и так далее - на такие вопросы Будда, участвуя в философских дискуссиях с брахманами, отказывался давать категорический ответ (экамсавадин) и высказывал лишь некатегорические" суждения (вибхаджавадин).
Категорической же сам Будда считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека -это, что ОНИ основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения - четыре, "благородные истины".
Первая, "истина страдания ", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека.
Страдание - это рождение, старость, болезни, смерть, соедине-
ние с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недо-
стижение всего, чего хочешь достичь, то есть пять "групп привязан-
ности" (упаданаскандха). Пять "групп привязанности" соотносят-
ся с пятью "слоями" индивида. Пять "групп привязанности" и есть
само страдание. 4 "*
Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, "истина возникновения страдания ".
Старость и смерть зависят от рождения. Рождение - причина, основание и источник старости и смерти. Однако рождение так же задано фактом предшествующего существования, как то - предшествующим ему. Эта цепь зависимых перерождений определяется совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека, то есть кармой. Карма может быть благой (пунья карма) и дурной (папа карма), что обусловливает участь человека[3].
Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий - нирваны', Об этом говорит третья истина ( "истина прекращения страдания "): страдание можно прекратить, освободившись от желания.
Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственногоя через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.
Восьмеричный путь состоит из:
1)правильного воззрения на вещи (самьяг-дришти), то есть правильного понимания;
2)правильного намерения (самьяг-самкальпа), то есть дружественности по отношению ко всему живому, сострадания ко всем страдающим существам, бескорыстного радования успехам и счастью других и духовной уравновешенности во всех ситуациях,
3)правильной речи (самьяг-вак), то есть воздержания ото лжи, клеветы, грубых или злонамеренных бесед и пустых сплетен;
4)правильного действия (самьяг-карманта), то есть воздержания от убийства, воровства и недозволенных половых связей;
5)правильной жизни (самьяг-аджива), то есть воздержания от добывания средств к существованию способами, могущими принести вред другим существам;
6)правильного усилия (самьяг-вьяйяча), то есть старания освободиться от неблагоприятных состояний сознания и развивать правильные;
7)правильною памятования (самьяг-смрити), то есть пристального наблюдения за собственным телом, чувствами, умом и психическими объектами, доходящего до состояния глубокой концентрации;
8)правильного сосредоточения (самьяг-самадхи), то есть углубленного поиска истины.
В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, вступления в половые связи, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, пользования комфортными сидениями и постелями, использования денег, чревоугодия.
1 Нирвана - состояние, в котором уже в этой жизни уничтожены жадность, ненависть и заблуждения, а после физической смерти все ощущения, все представления, все побуждения и сознание навсегда прекращают свое существование. |
После смерти Будды его учение стало развиваться в различных направлениях.
Школа Хинаяна представляет собой монашеский буддизм, который заботится о нуги спасения для немногих избранных.
Махаяна, напротив, обращается к широким слоям верующих. Почитание Будды приобретает в этой школе теистические черты. 11а пути к спасению индивид может заручиться помощью Бодхи-сатв, то есть просвещенных, которые отказываются из любви к людям от того, чтобы уйти в нирвану.
Значимым является так называемые "срединное учение" На-гарджуны (Ив. до н. э.). Существенно только то, что существует независимо. Так как все факторы существования являются зависимыми друг от друга, они являются сами по себе неопределенными, то есть пустыми. Таким образом, целостность мира пуста, и пустота оказывается единственным принципом по ту сторону бытия и небытия. Различие является на самом деле только иллюзией. Поэтому не существует никакой разницы между сансарой и нирваной. Знанием, ведущим к спасению, является следующее: Мы в нирване, действительна лишь пустота.
Классические ортодоксальные системы
Ьрахманистские системы возникают в полемике с буддистской
I < >чкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира.
Пьяйя ("вхождение в предмет") - философская школа, осно-Ц.И1 пая брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с запад-ИОЙ логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обя-Мтельным для всякого, занимавшегося систематическим фило-
II и| итвованием. Базовыми текстами этого направления являются
| йя Сутры"', созданные в Ш-Н вв. до н. э.
"Ньяйя Сутры" - трактат из пяти книг, каждая из которых содержит по два раздела. В ней обсуждается шестнадцать основных там ньяйя. Основные из них - природа познавательной способности и мышления, а также характер сомнения и обоснованность средств доказательства.
Пиния исходит из принципиальной познаваемости мира и рас-^^^■рает всякое знание как раскрытие реальности. 11о природе
^^Нв - специфическая форма организации текста в виде кратких изре-ц|11 Сутры имели мнемоническое (направленное на запоминание) назна-ЦМ конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, I >вернуть" их н полный текст, нужна была помощь учителя.
своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. 11ознание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя - ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.
Всякое познание предполагает четыре условия: 1) наличие познающего субъекта (праматри); 2) объект (прамею); 3) результат познания (прамити), 4) средства познания (праману).
Три первых фактора принимают участие во всяком процессе познания, но лишь четвертый фактор (прамана) способен сделать этот процесс правильным.
Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуиция (пратьяхма), 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана), 4) устное свидетельство (шабда).
Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и такие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Устное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.
Вайшешика ("философия различий"), созданная Канадой (III в.дон. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя. вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них.
Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и названы (пада), следовательно, все они - падартхи. Надартхи делятся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью). 2) качество (гуна), 3) действие (карма); 4) общность (саманью); 5) особенность (ви-шешу) и 6) присущность (самаваю).
Субстанция существует и обладает качествами, которые делятся на два вида, принадлежащие множеству объектов, общие, (са-манья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоян ные (гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.
Первые три категории реальны (артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуального различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.
Познание объектов не рассматривается в вайшешикс как самоцель. Оно необходимо для истинного освобождения. Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и перерождение, понимание истинной сущности вещей лишает их власти над человеком.
Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в "Санкхьяправа-кана Сутре".
Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.