Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам но себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - активна Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир.
При соединении пуруша и пракрити формируются гри гуны (состояния): 1) святость (саттва); 2) активпость (раджас); 3) инертность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаимодействии в каждом конкретном явлении.
Активизированная пракрити становится Вуддхи (интеллектом), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима.
Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечивает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пуруша. Процессы, происходящие в душе, в действительности принадлежат пуруша.
I [уть же освобождения человека из круга перерождений состо-|п Н1 кчюбождении от пракрити.
< инкхъя является теоретическим основанием для йоги1 - прак-| папкой методнкидлядостижения освобождения. Однако в отли-• • |< 11г санкхъи. йога содержит идею высшего личного божества.
111 иноне методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил. медитации и аскетизма,
■ \ щ<ч <> к успокоению нрава, может достичь освобождения от I шального пракрити.
Х>вателем этой школы считается Патанджали (около II в. до н. э.). й текст этого направления - "Йога Сутра".
Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание:
1)самодисциплина;
2)праведное поведение;
3)правильная поза;
4)правильное дыхание;
5)подавление ощущений;
6)самоконцентрация;
7)меди/пация;
8)просветление.
Веданта ("завершение Вед") - учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются "Брахма Сутра" и "Бхагавадгита".
"Бхагавадгита" ("Песнь господа") - часть обширной эпической поэмы "Махабхарата", в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. "Бхагавадгита" состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.
"Брахма Сутра" Шанкары представляет собой попытку последовательного и логически непротиворечивого истолкования Упанишад. 11о его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь зто касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и на-чала 1н пи
В( ее ущес н конечном итоге является Бр<ихманим.Он стоит за
шгми им мнинми. Однако духовный и материальный миры неод-
ноиорндкоиы. Мир материальный, со* гоищнй и.| множества пе-
щей, шшне ишь и ч пошей ( шшн)
()< мобожленнс из круга перерождений достигается высшим ш.шием единства Атмана и Ьрахм.ны ( нс/юда от перерождений
И И'III!' И Н 1111 ПИНИЙ Не ЧЬИ I И 1УЧ.1Н НИ! и I 14 1.1111 V
Ми мши а шкоча, примыкающим к иеданге Нецентральной
п|К)б;1гмой мнмиеи и познание и ниш аниеш ги но |)итуала, не-
обходимом' Iчн I ,............................ *ечае| /ци шчы п.пении Исследование
(кпрны /М1 т. пиши цшии и попеки ши о< помпам кма"Пурва Мим. ш' .1 < \ 1Л* ой мини (около V м до н. :•) "Миманса Сутра" описы И.1' I |' I' 'мпныг виды жер! ноприношгиий и их цели.
Таким образом, особенности восточной философской топики связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.
Темы для обсуждения
1.Общая характеристика и специфика древневосточной философии.
2.Философия Древнего Китая: рационально-практическая И шравленность.
1. Становление и основные философские школы Древней Ин-| и и религиозно-мифологический характер.
Литература
I. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.4. 1. М, 1969.
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах.
| Китайская философия. Энциклопедический словарь. М„ 1994. Ь/кьянов Л. Е. Становление философии на Востоке. Древний I' мши н Индия. М., 1992.
^рсенко В. Г., Терентьев А. Л., Шохин В. К. Ранняя буддийская )ия. Философия джайнизма. М., 1994. гстерия Дао. Мир "Дао дэ цзина" М., 1996. ' Игреяомов Л. С. Конфуцианство и легазм в политической исто-||иц Ктая. М„ 1981.
■ помов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. " 1'<\<Н<1кршинан ('. Индийская философия. В 2 т. СПб., 1994.
,'паняхц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избран-
......... .1. М., 1997.
?енко М. Л, Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и 1985.
в Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000. ов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания.
рджи С, Датта Д. Индийская философия. М., 1994. В. К. Брахманистская философия. Начальный и ранне-" периоды. М., 1994. Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997.
[2] Трактат "Мо-цзы" ("Учитель Мо") носит имя основателя школы, ш очевидно, что его авторство принадлежит целой группе лиц. В трактате из ложены взгляды не только самого Мо Ли. но и его ранних последователе? Взгляды поздних моистов содержится в другой значимой книге моистског канона - "Мо цэин".
[3] Таким образом, человек готовит судьбу того, кем он возродится в будущем перерожденки. Однако поскольку не существует никакой постоянной глмцин души, то новое живое существо не является идентичным пре-»|" му ни телесно, ни духовно. Скорее оно является только звеном той причинной цепи действий, которые продолжаются после смерти и приводят к ИОЮЙ жизни.