Смекни!
smekni.com

Марксистская философия социально-экономические предпосылки, теоретические источники, основные и (стр. 3 из 4)

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- материя периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком человеческих качеств;

- развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания;

- бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

- материя вечна и бесконечна.

2.2. Экономическое обоснование и социалистические концепции.

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

При капитализме разделение труда приводит к более прогрессивному способу производства. Товаров становится больше. Но потребить эти товары все общество не в состоянии, так как при капитализме, владелец средств производства часть заработка работника кладет себе в карман. Из-за конкуренции между капиталистами товаров производится гораздо больше, чем их могут потребить, купить, и в определенный момент их стоимость резко падает, происходит кризис. Армии рабочих лишаются работы. Нищета, голод и пробудили в 19 веке к жизни новый класс – пролетариат. Класс, счастье и горе, жизнь и смерть которого зависит от смены хорошего и плохого состояния дел, одним словом, от колебаний конкуренции.

Маркс наиболее тщательно в своих трудах остановился на экономической составляющей эксплуатации пролетариата. Главное в этих трудах следующее: при капитализме общество становится товарным. Товар производится не для непосредственного потребления, а для обмена. И более того, сама рабочая сила превращается в товар. Маркс базировался на трудах Адама Смита, который первым сделал вывод, что стоимость зависит от количества труда, необходимого для производств товара. И стоимость измеряется часами рабочего времени. Важным понятием, которое ввел Маркс, является прибавочная стоимость. Это разница между новой стоимостью и стоимость рабочей силы. Новая стоимость – это превышение стоимости над теми ресурсами, которые были затрачены в процессе производства. А стоимость рабочей силы – это, по сути, зарплата. Прибавочная стоимость образуется в результате превышения рабочего времени, необходимого на создание своей собственной стоимости. Проявляется она в форме прибыли, ренты, процентов, налогов, пошлин. Прибавочная стоимость делится на абсолютную (при увеличении продолжительности рабочего времени) и относительную (при удешевлении рабочей силы, при уменьшении рабочего времени). При капиталистическом производстве прибавочная стоимость присваивается в виде прибыли и служит показателем степени эксплуатации рабочей силы.

При капитализме, отмечает Маркс, главным движущим стимулом экономики является прибыль. Капитал стремится, в конечном счете, к глобальной интеграции.

По Марксу производственные отношения – это отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Производственные отношения являются основой по отношению к политике, религии, морали. Производственные отношения и обуславливают классовую структуру общества. При капитализме – это владельцы средств производства – капиталисты, и лишенные средств производства – пролетарии. Конечно, в обществе существуют различные прослойки, но основные антагонистические классы при капитализме таковы.

Французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где жил в 1843-1845 гг. Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на его политико-правовое учение, тем более, что основные интересы и научные изыскания относились к сфере экономии. Многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются изобретением исключительно марксистской теории, были известны и распространены во французской социалистической и коммунистической литературе 20-40-х гг. 19 в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также возможность отмирания государства при коммунизме.

Социальная несправедливость и пути её преодоления ещё с древности захватывала умы просвещенных философов. Развитие социалистических идей нашли свое продолжение в 19 веке. Они во многом были утопичны. Но основные идеи нашли отражение в философии Маркса и Энгельса, которые участвовали в коммунистических организациях того времени. Коммунизм - необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений. Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

В 1847 году в Лондоне из остатков коммунистического клуба создан был, для целей мирной пропаганды, союз коммунистов, куда вошли Маркс и Энгельс; в качестве программы Союза, после его второго конгресса, ими был издан Коммунистический манифест, переведенный на все европейские языки и получивший громадную известность. Представляя собой первую формулировку основных принципов научного социализма, Коммунистический манифест заимствует у коммунизма его идеал, а у социализма — экономическое учение и многие практические требования, причем последние занимают первое место, а коммунизм отступает на второй план.

Марксизм провозгласил ближайшей целью создание пролетарского государства и отмену крупной частной собственности на средства производства. Основным принципом такого государства провозглашался лозунг «от каждого - по способностям, каждому - по труду», при этом сохраняется оплата труда и денежное распределение товаров. Строй, в котором собственником средств производства является государство, обычно называется социализмом. В далёкой перспективе Маркс предсказывал появление системы, основанной на принципе «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям», которую обычно называли коммунизмом, а некоторые марксисты - полным коммунизмом. Сам Маркс назвал коммунизмом общественно-экономическую формацию, основанную на общественной собственности на средства производства, первой стадией которого является социализм, а высшей - коммунизм. Таким образом, марксистский термин "коммунизм" объединяет эти две системы.

С конца XIX века и по наше время наиболее значительными коммунистическими идеологиями являются анархо-коммунизм и марксизм. В XX веке на основе марксизма появились такие коммунистические учения, как ленинизм, троцкизм и маоизм.

3. Основные идеи

Основной идеей марксистской философии является освобождение пролетариата от эксплуатации и ликвидация классового общества. Это будет следствием освобождения труда. Во главу угла ставится сам человек и его развитие, а не экономические показатели в виде прибыли, всестороннее развитие личности каждого человека на планете Земля, а также ликвидация разделения труда на умственный и физический. А это возможно только при более прогрессивной форме технического прогресса, который капиталистическое общество уже тормозит.