Исходя из своей теории прибавочной стоимости, К. Маркс сделал вывод о несправедливости экономического порядка, при котором часть стоимости, произведённой трудом рабочих, присваивается собственником капитала в виде прибыли. Присвоение неоплаченной части труда рабочих владельцами капитал составляет сущность эксплуатации. Сохранение эксплуатации при достигнутом уровне производительных сил препятствует их дальнейшему развитию, и, в первую очередь, свободному и всестороннему развитию самого человека. Исходя из этого Маркс сделал вывод о необходимости экспроприации средств производства у частных владельцев с целью передачи их в общественную собственность. Учитывая опыт Парижской коммуны и другие примеры потери реальной власти представителями рабочего класса, Маркс поставил вопрос о необходимости диктатуры пролетариата как политической предпосылке жизнеспособности нового строя на первых этапах его существования.
Взгляды Маркса легли в основу политических и экономических доктрин построения социализма, реализованных в XX веке в СССР, КНР, на Кубе, в Монголии и др. Однако в ходе реализации этих идей, в силу неразработанности Марксом и Энгельсом практических вопросов организации экономической и политической жизни в новых условиях, все эти проблемы решались уже последователями идей Маркса, действовавшими в рамках специфических условий каждой отдельно взятой страны.
Попытки ускорить продвижение к коммунизму, формально апеллировавшие к тем или иным цитатам из Маркса «про коммунизм», но игнорировавшие при этом фактическое состояние производительных сил (Н. С. Хрущёв, Мао Цзе-дун и пр.) всякий раз завершались провалом. Эти провалы демонстрировали правоту одного из основных законов марксистской политической экономии – о соответствии производственных отношений уровню развития производительных сил.
Заключение
Марксистская философия по праву занимает одну из важнейших ниш в философии вообще. И не смотря на реставрацию капитализма на постсоветском пространстве, и, следующие за ним реакционные настроения в обществе, является в определенном смысле, именно, тем ключом к пониманию несправедливости современного общества. Всё выработанное марксизмом в 19 столетии актуально для нашего времени. Мировой финансовый кризис начала 2008 года показал, насколько хрупка капиталистическая система, как в одночасье огромные массы людей могут остаться без средств к существованию. Глобальный капитализм уже давно является тормозом гуманистического развития общества. Его основная цель - прибыль, а не человек. Количество миллиардеров растет, вместе с тем растут и массы беднейших людей. Политика международного валютного фонда вгоняет в долговую кабалу развивающиеся страны. Основным критерием производства товара становится дешевизна рабочей силы. Люди вынуждены мигрировать в поисках работы. А это доказательство необходимости перемен. Заинтересованность буржуа в сохранении эксплуатации отчетлива ясна. Именно поэтому производства переносятся в страны, где рабочая сила дешевле, а по сути, туда, где пока ещё ниже протестная активность, где пролетариат не отстаивает свои интересы и не понимает, что его пролетарская сущность диктует ему одно – объединяться с себе подобными и бороться за свои свои классовые интересы. И именно здесь в помощь современному пролетарию приходит марксистская философия, которая дает осознание права борьбы против эксплуатации человека человеком. Марксизм как материалистическая концепция избавляет также от ненужных религиозных догм.
Вообще, ещё Маркс писал, что капитализм либо будет заменен другим более справедливым общественным строем, либо человечество будет уничтожено в результате войн или экологических катастроф. Это мы наблюдаем и в наше время. ТНК в погоне за прибылью в прямом смысле разрушают экономики не развитых стран. В. И. Ленин, дополнивший марксизм идеей об империализме, верно указал на срастание банковского и промышленного капиталов, образование монополий, стремящихся подчинить себе рынки сбыта. Рано или поздно монополии начинают делить эти рынки, в результате происходят мировые войны. Возможно, и сейчас мир уже стоит на пороге новой мировой войны. Единственное, что сдерживает капиталистов – это наличие оружия массового поражения и отсутствие полного контроля над ним, а также опасность подвергнуться его воздействию. И поэтому марксизм завоевывает все больше и больше сторонников в Европе. С началом последнего кризиса продажи «Капитала» выросли до неслыханной величины. Демонстрации по нескольку десятков тысяч человек – обычное дело для Франции, Германии, Испании, Италии, Греции, хотя они и носят в основном тред-юнионистский характер. В современной России, где пролетариат только-только начал формироваться как класс и осознавать свою классовую сущность, марксистская философия пока не является востребованной. Во многом этому способствует и режим, который отнюдь нельзя назвать демократическим. Скорее это буржуазный авторитаризм с фиктивно-театральной демократией. Напротив, в Украине после буржуазно-демократической революции заметно оживилось общественное сознание, что вылилось в создание «Организации марксистов». Данная организация имеет и российские корни, но позиционирует себя как украинская. Положительным моментом работы данной структуры является идеологическая опора на марксистское учение, создание регулярных школ, семинаров. Но, к сожалению, реальной политической силы в лице пролетариата она не имеет. Основная масса членов – это интеллигенция и студенты. Пожалуй, это основная проблема современного пролетариата – весьма низкий культурный уровень, не позволяющий овладеть марксистской философией. А также, видимо, этому способствует и официальная пропаганда через СМИ: внушение обществу частнособственнических идеалов, национализм, также пропагандируемый и подогреваемый, и отсутствие реальных демократических свобод, невозможность осуществления открытой агитации.
Количество пролетариата неуклонно растет, и будет расти, антагонизм классов нарастает, следовательно, марксистская философия остается актуальной. Только через социалистическую революцию современное общество способно разрешить тот букет противоречий, который уже накопился на планете Земля. Как скоро она будет, и в какой форме будет происходить, зависит от самих пролетариев, от степени осознания своей классовой сущности и реальных действий по уничтожению классового общества. Для пролетариата, захлебывающегося в болоте религиозного дурмана, ура-патриотизма, зомбирования средствами массовой информации, безысходности в своем материальном положении, марксистская философия является именно тем спасательным кругом, который сможет вытащить и очистить сознание, дав человеку осмысленность своего бытия и цели, достижение которой сделает его по-настоящему свободным.
Список источников и литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 1 ч. Ч. 2 /Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. И др. – М. : Политиздат, 1990.-639 с.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 /Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. И др. – М. : Политиздат, 1990.-639 с.
3. Тезисы о Фейербахе : К. Маркс : http://lugovoy-k.narod.ru/marx/03/01.htm
4. Марксистская философия : http://www.tezis.info/filosof/08.php
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
6. История коммунистических учений : http://ru.wikipedia.org/wiki/история_коммунистических_учений
7. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Госполитиздат, 1952, с. 21
8. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, стр. 165.
9. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, стр. 215