Смекни!
smekni.com

Иррационализм западной философии и его течения конца 19 начала 20 века (стр. 1 из 2)

Введение.

В конце XIX – начале XX века выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».

Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру.

Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:

· сохранение культурного наследия;

· создание мировой сверхгосударственной общности;

· сохранение естественной среды обитания;

· увеличение эффективности производства;

· правильное использование ресурсов природы;

· развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.

Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.

Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.

Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.

Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.

Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:

· давалась критическая оценка рационального познания;

· определялись его границы, пределы его возможностей;

· изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);

· духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.

Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).

2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.

3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.

4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду.

Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

· философия науки;

· экзистенциализм;

· психоанализ З. Фрейда;

· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;

· философский мистицизм.

Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.

а. Философия жизни.

· Всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть объективность воли. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой.
Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.

· Для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. Воля к власти пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся центров сил). Воля контролирует мир. Фридрих Ницше создал прообраз освобожденного человека: сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - белокурая бестия.

Продолжили развитие философии жизни Анри Бергсон (1859 - 1941), Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911), Георг Зиммель (1858 - 1918).

Понятие жизнь рассматривалось ими как целостный непрерывный поток, как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного.

Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции.

Таким образом Философия жизни:

· осуществляет прорыв к более динамичной картине мира;

· реалистически осознает ограниченность разума.

b. Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) – философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико-антропологического принципа. Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека. Человек – это биосоциальное существо, личность психика которого состоит из 3-х структур:

· с помощью сознания человек формирует своё собственное Я (эго).

· оно (ид) – бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на Я).

· сверх - Я (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на Я). Я находиться в тисках оно и сверх - Я, запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином либидо. Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека либидо превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю.

Таким образом психика человека разорвана и владеет всем SEX. Перенося принципы действия психических механизмов на общество в целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры-искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии.

В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе.

Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую всесексуальность.

Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.

Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску.

c. Феноменология

Феноменология – философское течение, главным направлением которого является:

· стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок;

· достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании;

· выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности.

Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).

До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.