означает тех в Реформаторской Церкви, которые создают трех Богов и двух Господов, отделяют милосердие от веры и делают веру спасающей, а не милосердие.
"Имеющий семь голов"
означает безумие, происходящее из фальсифицированных и оскверненных истин Слова.
"И десять рогов"
означает великое могущество.
"И на головах его семь диадем"
означает все истины Слова, фальсифицированные и оскверненные.
4. "И хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю"
означает, что фальсификациями истин Слова они отдалили все духовные познания добра и истины от Церкви, а применениями к неправдам совершенно разрушили их.
"Дракон стал перед женой, которой надлежало родить, чтобы, когда она родит, пожрать ее младенца"
означает, что понимаемые под "драконом" стараются уничтожить учение Новой Церкви при его первом появлении.
5. "И родила она младенца мужского пола"
означает учение Новой Церкви.
"Которому надлежит пасти все народы жезлом железным"
означает, что истинами, происходящими из буквального смысла Слова, и в то же время рассуждениями, происходящими из природного света, это учение убедит всех, которые захотят убедиться, находящихся в мертвом богослужении, происходящем от веры, отдельной от милосердия.
"И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его"
означает защиту учения Господом, потому что оно даровано Новой Церкви, и охраняется ангелами небесными.
6. "А жена убежала в пустыню"
означает, что Церковь, то есть Новый Иерусалим, сначала будет существовать среди немногих.
"Где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней"
означает, что состояние Церкви тогда будет предусмотрено у многих, пока не возрастет до своего полного установления.
7. "И произошла на небе война, Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них"
означает неправды прежней Церкви, сражающиеся против истин Новой Церкви.
8. "Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе"
означает, что хотя они были изобличены в том, что находились в неправдах и во зле, они все же упорствовали в них, и потому были силой отделены от соединения с небом и низвержены оттуда.
9. "И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаной"
означает отвратившихся от Господа к себе и от неба к миру и, следовательно, пребывающих во зле своих похотей и в неправдах.
"Обольщающий всю вселенную"
означает, что они извращают все в Церкви.
"Низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним"
означает, что они сброшены в мир духов, который является промежуточным между небом и адом, и через который происходит непосредственное соединение с людьми земли.
10. "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его"
означает радость ангелов небесных, что теперь Один Господь будет царствовать на небе и в Церкви, и что спасутся верующие в Него.
"Потому что низвержен обвинитель братьев наших, клеветавший на них перед Богом нашим день и ночь"
означает, что те, которые противились учению Новой Церкви, были удалены Последним Судом.
11. "Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего"
означает победу Божественной Истиной Слова и признанием Господа.
"И не возлюбили души своей даже до смерти"
означает тех, которые не возлюбили себя больше, чем Господа.
12. "Итак, радуйтесь небеса и живущие на них"
означает новое состояние неба, что они будут в Господе, и Господь в них.
"Горе живущим на земле и на море, потому что сошел дьявол к вам в сильной ярости"
означает стенание над теми в Церкви, которые пребывают в неправдах веры и, следовательно, во зле жизни, поскольку находятся в соединении с драконистами.
"Зная, что немного ему остается времени"
означает, что дракон знает о том, что Новое Небо создано и, следовательно, что Новая Церковь на земле приближается, и тогда он с ему подобными будет низвержен в ад.
13. "Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужского пола"
означает, что после низвержения драконисты тотчас начали нападать в мире духов на Новую Церковь за ее учение.
14. "И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место"
означает Божественную предусмотрительность за эту Церковь и защиту в то время, пока она существует среди немногих.
"От лица змея, и там питалась бы в продолжении времени, времен и пол-времени"
означает, что вследствие хитрости соблазнителей с осторожностью предусматривается, чтобы она могла пребывать среди многих, пока не возрастет до своего полного установления.
15. "И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, чтобы увлечь её рекой"
означает рассуждения, происходящие от обилия неправд с целью разрушения Церкви.
16. "Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей"
означает, что рассуждения, производимые драконистами, которые происходят от обильных неправд, обращаются в ничто в результате духовных истин, понимаемых разумом, которые приводят Михаилы, составляющие Новую Церковь.
17. "И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа"
означает разгорающуюся ненависть в тех, которые почитают себя мудрыми на основании утверждений за таинственное соединение Божественности и Человечности в Господе и за оправдание одной верой, против признающих Одного Господа за Бога неба и земли, а Десятисловие за закон жизни, когда они нападают на вновь обращенных с намерением соблазнить их.
18. "И я стал на песке морском"
означает его состояние теперь духовно-природное, какое имеют пребывающие в первом или последнем небе.
532. [Стих 1] "И явилось на небе великое знамение" означает откровение Господа о Его Новой Церкви на небесах и на земле, и о трудном принятии и противлении ее учению. Под "знамением" с неба здесь понимается откровение о том, что будет, а под "великим знамением, явленным на небе" понимается откровение о Новой Церкви, так как жена, облеченная в солнце, о которой говорится в этой главе, означает Церковь. "Младенец мужского пола", которого она родила, означает ее учение. "Мучения", которые она терпела, рожая, означают трудное принятие этого учения. Что дракон хотел пожрать младенца мужского пола, а затем стал преследовать женщину, означает противление этому. Это понимается под "великим знамением, виденным на небе". В Слове "знамение", когда говорится о будущем, означает откровение; когда говорится об истине – свидетельство; а когда говорится о качестве состояния или предмета, тогда это означает проявление. "Знамение", когда говорится о будущем, означает откровение, как в следующих местах:
Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде,
нежели оно произошло, и мы узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят
нам о будущем (Ис. 41:22, 23).
Ученики сказали Иисусу: Какой признак Твоего пришествия
и кончины века? (Мф. 24:3; Мк. 13:4; Лк. 21:7).
Будут знамения с неба, и будут знамения в солнце и луне, и звездах (Лк. 21:11, 25).
Тогда явится знамение Сына Человеческого (Мф. 24:30).
Царю Езекии было сказано: Вот тебе знамение, что Господь исполнит слово. Возвращу тень,
которая прошла по ступеням Ахазовым. После того Езекия сказал: какое знамение,
что я буду ходить в дом Господень? (Ис. 38:7, 8, 22);
и в других местах. Что "знамение" в отношении истины означает свидетельство, а также в отношении качества состояния – проявление, ясно из других мест в Слове.
533. "Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна" означает Новую Церковь Господа на небе, которая является Новым Небом, и Новую Церковь Господа на земле, которая есть Новый Иерусалим. Что Новая Церковь Господа обозначена этой "женой", видно из различных мест в этой главе, понимаемых в духовном смысле. Что "женой" означается Церковь, может быть видно в других местах в Слове (п. 434); Церковь так обозначена, потому что Церковь названа Невестой и Женой Господа. Она была видна "облеченная в солнце", потому что Церковь пребывает в любви к Господу, так как признает Его и исполняет Его заповеди, а это значит любить Его (Ин. 14:21-24). Что "солнце" означает любовь, может быть видно (п. 53). "Луна" была видна "под ногами жены", потому что понимается Церковь на земле, которая еще не была соединена с Церковью на небе. Под "луной" понимается разум природного человека и вера (п. 413); а тем, что она была видна "под ногами" означается, что она будет существовать на земле; иначе, "ноги" означают саму эту Церковь, когда она воссоединена. Должно быть известно, что есть Церковь на небесах также, как на земле, поскольку там есть Слово, также храмы, а в них проповеди, есть там служения и священства. Поскольку все ангелы были людьми, а переход от мира был для них только продолжением жизни. Поэтому они совершенствуются в любви и в мудрости, каждый по степени расположения к истине и к добру, которую они вынесли с собой из мира. Церковь в них понимается здесь под "женой, облеченной в солнце", на голове которой был "венец из двенадцати звезд". Но поскольку Церковь на небесах не может продолжать существование, если нет также Церкви на земле, находящейся в согласной любви и мудрости, поэтому "луна" была видна "под ногами жены". Этим здесь, в частности, обозначена вера, через которую в настоящее время нет никакого соединения. Причина, по которой Церковь на небе не может существовать, если Церковь на земле не соединится с ней, состоит в том, что небо, где пребывают ангелы, и Церковь, где люди, составляют одно, как внутреннее и внешнее в человеке; а внутреннее в человеке не может существовать в своем состоянии, если внешнее не соединено с ним, так как внутреннее без внешнего подобно дому без основания, или семени на поверхности земли, а не в земле, таким образом, подобно чему-то без корня, словом, подобно причине без действия, в котором она может существовать. Из этих суждений можно видеть, что есть совершенная необходимость, чтобы была Церковь, где есть Слово, через которое Господь известен.