548. [Стих 7] "И произошла на небе война, Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них" означает неправды прежней Церкви, сражающиеся против истин Новой Церкви. "Война" означает духовную войну, которую ведет ложь против истины, и истина против лжи (п. 500), поскольку на небе, где, как сказано, это происходило, никакой другой "войны" не может происходить. Это не могло происходить на небе, созданном из ангелов, но это совершалось на прежнем небе, которое "перешло", о чем говорится в (Откр. 21:1), об этом небе может быть видно там в объяснении. Поскольку это небо перешло в результате Последнего Суда над "драконом и его ангелами", и это, действительно, означается тем, что дракон был низвержен и не нашлось ему больше места на небе, как об этом следует далее. Какой род неправд понимается под "драконом", который будет сражаться против истин Новой Церкви, может быть видно выше (п. 537). Под "Михаилом" не понимается никакой Архангел, также как под "Гавриилом" и "Рафаилом", но понимаются служения на небе. Служение, принадлежащее "Михаилу", пребывает в тех, кто утверждают из Слова, что Господь есть Бог неба и земли, и что Бог Отец и Он составляют одно, как душа с телом составляют одно, а также, что нужно жить по заповедям Десятисловия, и тогда в человеке будет милосердие и вера. "Михаил" называется также у Даниила (Гл. 10:13, 21; 12:1), и под ним понимается подобное служение, как видно из глав 9, 10, 11 и последних стихов главы 12. Под "Гавриилом" же понимается служение в тех, которые учат из Слова, что Иегова пришел в мир, и что Человечность, принятая им, есть Сын Божий и Божественна. По этой причине Ангел, возвестивший это Марии, назван "Гавриилом" (Лк. 19, 26-35). Пребывающие в таких служениях, также называются "Михаилами" и "Гавриилами" на небе. Что под "Ангелом" в высшем смысле понимается Господь, а в относительном смысле – небо, созданное из ангелов, затем также ангельские общества, может быть видно выше (п. 5, 65, 258, 342, 344, 415, 465). Здесь же понимается служение, потому что они названы по имени, а "Михаил" у Даниила назван "князем", "князем" же в Слове означается главная истина, а "царем" – сама Истина (п. 20).
549. [Стих 8] "Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе" означает, что хотя они были изобличены в том, что находились в неправдах и во зле, они все же упорствовали в них, и потому были силой отделены от соединения с небом и низвержены оттуда. Чтобы это было понятно, необходимо прежде немного рассказать о состоянии приходящих в ту жизнь после смерти. Там все сначала наставляются ангелами и проводятся от одного общества к другому, испытываясь в том, желают ли они принять небесные истины и жить по ним. Однако все, утвердившиеся в неправдах в мире, их не принимают. Поэтому они отправляются в общества, в которых пребывают состоящие в подобных неправдах, эти общества не имеют никакого соединения с небом, но соединяются с адом. После определенного времени в мире духов они погружаются в ад и отсылаются к своим местам, каждый согласно своему злу и лжи. Вот, что понимается под тем, что хотя они были изобличены в том, что находились в неправдах и во зле, но все же упорствовали в них, и что, поэтому, они были силою отделены от соединения с небом и низвергнуты. Какова их участь там, может быть видно выше (п. 153, 531).
550. [Стих 9] "И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаной" означает понимаемых под "драконом", которые, отвратившись от Господа к себе и от неба к миру, стали в результате телесной активности чувственными, и которые, пребывая во зле своих похотей и оттуда в неправдах и разделяясь с Господом и с небом, становятся дьяволами и сатанами. Кто понимается под "драконом", может быть видно (п. 537). Делающие из одного Бога трех, из одного Господа двух, а заповеди Десятисловия причисляющие к таким делам, от которых не бывает никакого спасения, называются "древним змеем, дьяволом и сатаной"; "змеем" означается человек, ставший чувственным в результате телесной активности (п. 424), который отвратился от Господа к себе и от неба к миру; "дьяволом" означаются пребывающие во зле похотей, а "сатаной" – пребывающие в неправдах (п. 97, 153 конец, 856, 857). Таков был "змей", соблазнивший Еву и Адама, как видно из его описания и его проклятия (Быт. 3:1-5, 14, 15). Здесь "дракон" назван "дьяволом и сатаной" как одним, но так говорится, потому что все в аду суть дьяволы и сатаны, и потому ад в целом так называется.
551. "Обольщающий всю вселенную" означает, что они извращают все в Церкви. "Обольщать" означает извращать, а "вселенная" означает Церковь, также как "земля" (п. 285). "Вселенная" означает не пространство земель, но Церковь там в следующих местах:
Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли (Ис. 24:4).
Ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде (Ис. 26:9).
Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью своею (Иер. 10:12; 51:15).
И открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, от дуновения духа гнева Твоего (Пс. 17:16).
Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней, ибо
Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (Пс. 23:1, 2).
Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что ее наполняет, Ты основал (Пс. 88:12).
Престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную (1 Цар. 2:8).
Вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, разорил землю твою, убил народ твой (Ис. 14:17, 20);
кроме того в других местах, как (Ис.28:3; 26:18; 27:6; 34:1; Наум 1; Пс. 8:8; 77:18; 97:9; Плач.4:12; Иов 18:18; Мф.24:14; Лк. 21:26; Откр. 16:14). Однако, должно быть известно, что когда "вселенная" и "земля" называются вместе, тогда "вселенная" означает Церковь в отношении добра, а "земля" – Церковь в отношении истины.
552. "Низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" означает, что они сброшены в мир духов, являющийся промежуточным между небом и адом, через который происходит непосредственное соединение с людьми земли. Под "землей", на которую дракон был низвержен, понимается мир духов. Поскольку этот мир находится непосредственно под небесами, и когда кто-либо свергается с неба, он не сразу попадает в ад, но на землю этого мира, близко к нему расположенную, так как этот мир является промежуточным между небом и адом, или расположен под небесами и над адами. Многое об этом мире написано в работе "О Небе и Аде", изданной в Лондоне в 1758 году (п. 421-535). Все, пребывающие в том мире, непосредственно сообщаются с людьми земли. Следовательно, "дракон и его ангелы" сообщаются непосредственно с пребывающими в неправдах и затем во зле, происходящем из принятой ереси об одной вере. Поэтому в следующих стихах говорится:
Веселитесь, небеса; горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени (стих 12 этой главы);
также что:
Он начал преследовать жену в пустыне и пошел вступить в брань с прочими от семени ее.
(стих 13-17 этой главы).
Должно быть известно, что каждый человек в отношении своих чувств и затем мыслей сообщается с пребывающими в мире духов, а опосредствованно через них с теми, которые пребывают в небе или в аду. Жизнь каждого человека зависит от этого соединения.
553. [Стих 10] "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его" означает радость ангелов небесных, что теперь Один Господь будет царствовать на небе и в Церкви, и что спасутся верующие в Него. "Громкий голос на небе" означает радость ангелов небесных. Потому далее следует: "Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них" (стих 12). "Голос" был "громкий", потому что возносился от сердечной радости. "Настало спасение и сила" означает, что теперь они спасаются Божественным Могуществом Господа. "И царство Бога нашего и власть Христа Его" означает, что Один Господь царствует на небе и в Церкви. Что под "Богом" понимается Сама Божественность, от Которой все исходит, называемая Иеговой Отцом, а под "Христом" – Божественная Человечность, называемая "Сыном Божьим", может быть видно выше (п. 520). И поскольку Сама Божественность, от Которой все исходит и Божественная Человечность Господа составляют одно, как душа и тело, из этого следует, что Господь Один царствует. Это понимается под Евангелием Царства и Царством Божьим (Мф. 3:2; 4:17, 23; 7:21, 22; 9:35; 11:11; 12:28; Мк 1:14,15; 9:1; 15:43; Лк. 4:43; 8:1; 9:60; 10:8-11; 11:17, 18,20; 16:16; 21:30,31; 22:18; 23:50,51). Что Господу принадлежит всякая власть на небе и на земле, видно у (Мф. 28:18; Ин 3:35; 17:2, 10). Что спасаются те, которые пребывают в Господе, а Господь в них, и что это есть Божественная Человечность, в которой они состоят (Ин 45, 15, 17); и что спасаются только верующие в Него, видно из следующих отрывков:
А тем, которые приняли Его, верующим в него, дал власть быть чадами Божьими (Ин. 1:12).
Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15).
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы верующий в него
не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15,16).
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя
Единородного Сына Божия (Ин. 3:18).
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына, не увидит жизни, но гнев
Божий пребывает на нем (Ин. 3:36).
Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в меня не будет
жаждать никогда, верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:35, 47).
Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8:24).
Иисус сказал: "Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий,
живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11:25, 26);
кроме того, в других местах, как (Ин. 6:38-40; 7:37, 38; 8:12; 7:36, 46). Верить в Господа значит прибегать к нему непосредственно и иметь упование, что Он спасет, а поскольку никто не может иметь упование, если он не живет хорошо, то это также понимается под словами "веровать в Него". Это можно видеть выше (п. 67).