Низвержен был великий дракон, древний змей, обольщающий всю вселенную (стих 9),
и в других местах:
Он взял дракона, змея древнего и низверг его в бездну, чтобы не прельщал уже народы (Откр. 20:2, 3).
Подобное понимается здесь, как и под змеем, соблазняющим Еву и Адама, о котором говорится:
Змей был хитрее всех зверей полевых; и жена сказала Иегове: змей соблазнил меня (Быт. 3:1, 13),
"Лицом" в Слове обозначено то, что в человеке является внутренним, поскольку лицо есть отражение его духа, образованного по соответствиям; следовательно "лицо змея" означает гнев, ненависть и хитрость. "Временем, временами и пол-временем" здесь означается то же, что и "тысячью двумястами шестьюдесятью днями" (стих 6), где есть такие слова: жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней; которые были объяснены выше (п. 547). Подобное означается "тремя днями с половиной" (Откр. 11:9, 11); кроме того "тремя годами и шестью месяцами, когда был голод" (Лк. 4:25); то же встречается у Даниила "к концу времени, времен и полвремени, по совершенном низложении силы народа святого" (Дан. 12:7).
563. [Стих 15] "И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, чтобы увлечь её рекой" означает рассуждения, происходящие от обилия неправд с целью разрушения Церкви. "Змей" здесь, как выше, означает обольщающего дракона; "жена" – Новую Церковь (п. 533). "Воды" означают истины, а в противоположном смысле – неправды (п. 50, 409); "река" означает обилие истины, а в противоположном смысле – обилие неправд (п. 409); "из пасти змея" означает рассуждения. Следовательно, слова "пустил воду как реку" означают рассуждения, происходящие от обилия неправд. Все рассуждения, понимаемые под "драконом", происходят от ошибочностей и казательностей, которые, если доказаны, являются внешне подобно истинам, но внутри скрывают в обилии неправды. Я могу сказать, что утвердившиеся в Церкви в одной вере не могут отступить от неё, разве только через сердечное покаяние. Это происходит потому, что они соединяются с драконистами, которые ныне пребывают в мире духов в большом волнении, и там из ненависти против Новой Церкви наваждают всех, кого встречают. А поскольку они соединены с людьми земли, как сказано выше, они не допускают, чтобы те, которые однажды были уловлены их рассуждениями, отступили от них, поскольку держат их как бы скованных цепями, закрывая тогда их глаза так, чтобы они больше не могли видеть никакую истину во свете.
564. [Стих 16] "Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей" означает, что рассуждения, производимые драконистами, которые происходят от обильных неправд, обращаются в ничто в результате духовных истин, понимаемых разумом, которые приводят Михаилы, составляющие Новую Церковь. "Земля", которая "помогла жене" означает Церковь в отношении учения (п. 285); и поскольку говорится о рассуждениях, происходящих от неправд, которые производят драконисты, то "земля", то есть Церковь, "помогла жене" истинами из Слова. "Разверзать уста" означает приводить эти истины; "река, которую пустил дракон из пасти своей" означает рассуждения, происходящие от обилия неправд (п. 563); "поглотить" означает обратить их в ничто. Под "Михаилами" понимаются люди Новой Церкви, под "Михаилом" – мудрые в ней, а под "его ангелами" – все остальные.
Так как в Новой Церкви отвергается положение, что разум должно быть заключен повиновением вере, а вместо этого принимается то, что истина Церкви должна быть видна, чтобы ей можно было верить (п. 224), а поскольку истину нельзя видеть иначе, чем разумом, поэтому говорится "в результате истин, понимаемых разумом". Как может какой-либо человек, закрывающий свое понимание в вопросах спасения и жизни вечной, быть ведомым Господом и соединенным с небом? Не разум ли озаряется и научается? И что такое разум, заключенный религией, не полная ли темнота, такая полная темнота, которая отталкивает от себя озаряющий свет? Кроме того, кто может признавать какую-либо истину и удерживать ее, если её не видит? Что есть истина невидимая, как не непонятное слово, которое удерживается в памяти обычно у чувственных плотских людей, но не у мудрых? На деле мудрые изгоняют пустые слова из памяти, то есть слова, не вошедшие на основании понимания; как например, что единый Бог составляет трех в отношении Лиц, также, что Господь, рожденный от вечности, не одно с Господом, рожденным во времени, то есть, что один Господь есть Бог, но не другой. Затем также, что жизнь милосердия, состоящая в добрых делах и также в покаянии от злых дел, нисколько не ведет к спасению. Мудрый человек не понимает этого, и потому на основании своего разума говорит: "Тогда религия не производит ничего? Не состоит ли религия в том, чтобы избегать зла и творить добро? Не этому ли учит учение Церкви, как и тому, что человек должен верить, чтобы творить добро религии от Бога?"
565. [Стих 17] "И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" означает разгорающуюся ненависть в тех, которые почитают себя мудрыми на основании утверждений за таинственное соединение Божественности и Человечности в Господе и за оправдание одной верой, против признающих Одного Господа за Бога неба и земли, а Десятисловие за закон жизни, когда они нападают на вновь обращенных с намерением соблазнить их. Все это содержится в этих немногих словах, поскольку они последовательно вытекают из предыдущего, где говорится, что "земля помогла жене и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей", чем означается, что их рассуждения, происходящие из неправд, обратились в ничто (п. 564); то есть, что они напрасно силились уничтожить Новую Церковь. Поэтому словами "дракон рассвирепел на жену" означается возгорание ненависти и дыхание мести против Церкви. "Гнев дракона" означает ненависть (п. 558); "вести брань" означает наступать и нападать рассуждениями, происходящими от неправд (п. 500). Под "прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа" понимаются вновь обращенные, принимающие учение о Господе и о Десятисловии, которое является свидетельством Иисуса Христа; что может быть видно выше (п. 6, 490). Здесь под "драконом" понимаются те, которые почитают себя мудрыми на основании утверждений за таинственное единение Божественности и Человечности Господа и за оправдание одной верой, потому что они состоят в гордости собственного умствования и искусны в рассуждении; от гордости же происходит ненависть, а от ненависти гнев и мщение против тех, которые не верят подобным образом. Под "таинственным единением", которое также названо "ипостасным единением", понимаются их вымыслы о влиянии и действии Божественности на Человечность Господа, как на всякую другую, они не знают, что Бог и Человек или Божественность и Человечность в Господе составляют не два, но одно Лицо, соединенные как душа и тело по учению, принятому во всем Христианском мире, получившему свое название от Афанасия. Но нет надобности приводить их вымыслы о "таинственном единении", потому что они нелепы. Что здесь под "семенем жены" понимаются те, которые принадлежат Новой Церкви и пребывают в истинах ее учения, можно заключить из значения "семени" в следующих отрывках:
И будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племен; все видящие
их познают, что они семя, благословенное Господом (Ис. 61:9).
Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем,
благословенным от Господа (Ис. 65:23).
Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим,
говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. (Ис. 66:22)
Семя мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек (Пс. 21:31).
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем
ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15).
Он желал получить от Бога семя (Мал. 2:15).
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин
семенем человека и семенем скота (Иер. 31:27).
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его
принесет жертву умилостивления, Он узрит семя долговечное, и воля Господня
благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис. 53:10).
Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя.
Северу скажу: отдай; и югу: не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей
Моих от концов земли (Ис. 43:5, 6).
Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами
и населит опустошенные города (Ис. 54:3).
Я насадил тебя как благородную лозу, самое чистое семя; как же ты превратилась
у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер. 2:21).
Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих (Пс. 20:11).
Доброе семя - сыны Царствия (Мф. 13:38).
Подобное обозначено семенем Израиля, потому что "Израиль" есть Церковь (Ис. 41:8, 9; 44:3; Иер. 23:8; 31:35, 36); то же обозначено семенем Давида, поскольку "Давид" есть Господь (Иер. 30:10; 33:22, 25, 26; Пс. 89:3, 4, 29). Подобное означается семенем поля, потому что "поле" означает Церковь, во многих местах. Но противоположное обозначено семенем зла (Ис. 1:4; 14:20; 57:3, 4) и семенем змея (Быт. 3:15).