Я слышал позади себя громкий голос, который говорил: Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний;
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди них, Сына Человеческого (Откр. 1:10-13).
Который сказал:
Я есть Первый и Последний, и живой; и был мертв и сейчас жив (Откр. 1:17, 18; 2:8).
Кроме того, невозможно в нескольких словах подтвердить, что все вышесказанное содержится в этих словах, ибо для их подтверждения потребовались бы многие страницы. Однако, это отчасти доказано в книге: "Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости", недавно изданной в Амстердаме, о чем смотри там. Господь говорит о Себе, что Он есть "Альфа и Омега, начало и конец", потому что "Альфа и Омега" относятся к Его Божественной Любви, а "начало и конец" относятся к Его Божественной Мудрости; ибо во всех частях Слова есть супружество любви и мудрости, или блага и истины, об этом супружестве можем видеть в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 80-90). Господь называется "Альфой и Омегой", поскольку Альфа есть первая, а Омега – последняя буква в греческом алфавите, поэтому они означают все предметы в полноте. Всякая буква алфавита в духовном мире означает что-либо; а гласная, поскольку она передает звук, означает что-либо от чувства или любви. Таково происхождение духовной и ангельской речи, а также писания. До сего времени, однако, эта тайна была неизвестна: что есть всеобщий язык для всех ангелов и духов, который не имеет ничего общего ни с каким человеческим языком в мире. Всякий человек обретает этот язык после смерти, ибо всякий человек имеет его от сотворения, поэтому в духовном мире всякий может понимать другого. Мне часто приходилось слышать этот язык и говорить на нем, и я, сравнивая его с языками в мире, нашел, что нет никакого сходства с каким-либо из природных языков на земле, даже в малейших деталях. Этот язык отличается от них своей первоосновой, которая состоит в том, что каждая буква всякого слова имеет свое значение, как в речи, так и в писании. Именно поэтому Господь называется "Альфой и Омегой", чем означается, что Он есть Все во всем на небесах и в Церкви; а так как обе эти буквы – гласные, то они относятся к любви, о чем говорилось выше. В "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости" (п. 295) можно видеть немного об этом языке и его писании, исходящем из духовного мышления ангелов.
30. "Говорит Господь, Который есть и был и грядет" означает Того, Кто Вечен и Бесконечен, и Он есть Иегова, что можно видеть выше (п. 13), где это было объяснено.
31. "Вседержитель" означает Того, Кто есть, живет и обладает могуществом Сам Собой, и Кто управляет всем от первых через последние. Поскольку Господом все сотворено от начала, исходит от Него, и нет ничего, чего бы не было от Него, как показано во многих местах в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости", то из этого следует, что Он есть "Вседержитель". Возьмем одно, из которого все существует. Не все ли исходит от этого Одного, от которого все зависят в порядке, как звенья цепи зависят от того, кто в начале, или как кровеносные сосуды всего тела от сердца, или как все вообще и в частности во вселенной от солнца? Так, все сущее исходит от Господа, Который есть Солнце духовного мира, от Которого всякая сущность, жизнь и сила, которую имеют все живущие под Солнцем. Словом, им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17:28). Это есть Божественное Всемогущество. Что Господь управляет всем от первых через последние – тайна, не открытая до этого времени, но она объяснена во многих местах в Учении Нового Иерусалима о Господе и о Священном Писании, а также в "Ангельской Мудрости о Божественном Провидении" (п. 124) и "о Божественной Любви" (п. 221). Известно, что Божественность, будучи Бесконечной, не входит в мысли ни одного человека или ангела, потому что они конечны, конечное же не может постичь Бесконечное; однако, чтобы это могло быть сколько-нибудь понято, то Господь описал Свою Бесконечность такими словами: "Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель". Поэтому эти слова включают все, что только ангел или человек может мыслить духовно или природно о Божественности, в общем – все вышесказанное.
32. [Стих 9] "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник" означает пребывающих в добре милосердия и затем в истинах веры. Выше было сказано (п. 5), что апостол Иоанн прообразовал состоящих в добре милосердия; а поскольку милосердие есть душа и жизнь веры, то пребывающие в добре милосердия также пребывают в истинах веры. Именно поэтому Иоанн называет себя братом и соучастником тех в Церкви, кому он пишет, так как он написал это семи Церквям. Под "братом" в духовном смысле Слова понимается пребывающий в добре милосердия, а под "соучастником" – пребывающий в истинах веры. Действительно, все кровные отношения осуществляются через милосердие, но "отношения в законе" через веру; поскольку милосердие соединяет вместе, тогда как вера не делает этого, если она не происходит от милосердия. Если же вера происходит от милосердия, тогда милосердие присоединяется к вере, и они становятся одним; поэтому Господь заповедал, чтобы все были братьями, ибо Он говорил:
Один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья (Мф. 23;8).
Господь также называет "братьями" тех, которые пребывают в добре милосердия или в добре жизни. Он говорит:
Матерь моя и братья Мои суть слушающие Слово Божье и исполняющие его
(Лк. 8:21; Мф. 12:49; Мк. 3:33-35).
Под "матерью" понимается Церковь, а под "братьями" – пребывающие в милосердии. Поскольку добро милосердия есть "брат", то Господь, поэтому, обращается к пребывающим в нем как к "братьям", как видно у Мф. 25:40, поэтому Он также обращается и к ученикам (Мф. 28:10; Ин. 20:17). Однако, мы не читаем, чтобы ученики обращались к Господу как к брату, потому что "брат" есть добро, исходящее от Господа. Это можно сравнить с царем, принцем и с вельможей, который называет своих родственников и соратников братьями, однако они не называют Его также в ответ, ибо Господь говорит:
Один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья (Мф. 23:8).
Также:
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (Ин. 13:13).
Сыны Израилевы обычно называли братьями всех, происходивших от их отца Иакова, а в более широком смысле – также происходивших от Исава, но тех, кто не происходили от них, они называли товарищами, соучастниками. Однако, Слово в духовном смысле обращается только к тем, которые принадлежат Церкви Господа, поэтому в таком смысле под "братьями" понимаются пребывающие в добре милосердия от Господа, а под "товарищами" – пребывающие в истинах веры. Как в следующих местах:
Так говорите друг другу и брат брату: "что ответил Господь?" (Иер. 23:35).
Вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и
ближнему своему (Иер. 34:17).
Заимодавец простил долг и не взыскал с ближнего своего или брата своего (Втор. 15:2).
Ради моих братьев и моих ближних я говорю (Пс. 21:8).
Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись" (Ис. 41:6).
И в противоположном смысле:
Берегитесь каждый своего друга и не доверяйте ни одному из своих братьев;
ибо всякий брат вытесняет другого, и всякий друг разносит клеветы (Иер. 9:4).
Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга (Ис. 19:2).
И в других местах. Из представленных цитат может быть понятно, почему Иоанн называет себя "братом и соучастником", и что под "братом" в Слове понимается тот, кто пребывает в милосердии или добре, а под " соучастником" – тот, кто пребывает в вере или истине. Однако, поскольку вера происходит от милосердия, поэтому Господь никого не называл соучастниками, но братьями или ближними. Всякий также есть ближний по качеству его блага (Лк. 10:36, 37).
33. "В скорби и в царствии, и в терпении Иисуса Христа" означает, что добро милосердия и истины веры в Церкви наваждались злом и неправдами, но что зло и неправды будут удалены Господом, когда Он придет. Под "скорбью" понимается состояние Церкви, когда нет больше никакого добра милосердия и истин веры, но вместо них – зло и неправды. Под "царством" понимается Церковь; а под "терпением Иисуса Христа" понимается пришествие Господа. Поэтому слова "в скорби и в царствии, и терпении Иисуса Христа", соединяясь в один смысл, означают добро и истины Церкви, наваждаемые злом и неправдами, которые, однако, будут удалены Господом, когда Он придет. Что под "скорбью" понимается состояние Церкви, когда она наваждаема злом и неправдами, ясно из этих слов:
Под конец века будут предавать вас на мучения и убивать вас; ибо и тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. После скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба (Мф. 24:9, 21, 29; Мк. 13:19, 24).
Что "царство" означает Церковь, может быть видно далее.
34. "Был на острове, называемом Патмос" означает состояние и место, в котором он мог быть просвещен. Откровение Иоанну совершилось на Патмосе, потому что этот греческий остров был недалеко от земли Ханаанской, между Азией и Европой; "островами" же означаются народы, не состоящие в поклонении Богу, но которые все же могут прийти к нему, ибо могут быть просвещены. Подобное означается "Грецией". Сама же Церковь означается "землей Ханаанской", "Азией" означаются те из принадлежащих к Церкви, которые пребывают во свете истины из Слова, а "Европой" – те, кому Слово будет дано. Из этого следует, что островом "Патмос" означается состояние и место, в котором он мог быть просвещен. Что "островами" в Слове означаются народы, отдаленные от поклонения Богу, но которые все же могут приблизиться к нему, ясно из этих отрывков: