"Семь Ангелов, имеющих семь последних язв"
означает зло и неправды в Церкви, какими они существуют в последнем состоянии, полностью раскрытые Господом.
"Которыми оканчивался гнев Божий"
означает опустошение Церкви и тогда ее конец.
2. "И я увидел как бы стеклянное море, смешанное с огнем"
означает последние пределы духовного мира, где собраны имеющие религию и оттуда богослужение, но не добро жизни.
"И победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его"
означает тех, которые отвергали одну веру и ее учение и, таким образом, не признавали, и не были поглощены ее неправдами, и не фальсифицировали Слово.
"Стоят на этом стеклянном море, держа арфы Божьи"
означает Христианское небо на его границах, и веру милосердия у пребывающих там.
3. "И поют песнь Моисея, слуги Божьего, и песнь Агнца"
означает исповедание милосердием, таким образом, жизнью по заповедям Закона, который есть Десятисловие, и верой в Божественность Человечности Господа.
"Говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!"
означает, что все, принадлежащее миру, небу и Церкви, было создано и произведено Господом из Его Божественной Любви через Его Божественную Мудрость.
"Праведны и истинны пути Твои, Царь святых"
означает, что все от Него исходящее праведно и истинно, ибо Он есть Само Божественное Благо и Сама Божественная Истина на небе и в Церкви.
4. "Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?"
означает, что Его Одного должно любить и Ему Одному поклоняться.
"Ибо Ты один свят"
означает, что Он есть Слово, Истина и Просвещение.
"Все племена придут и поклонятся перед Тобою"
означает, что все, пребывающие в добре любви и в милосердии, признают Господа за Единого Бога.
"Ибо открылись суды Твои"
означает, что истины Слова это открыто свидетельствуют.
5. "После этого я взглянул, и вот отверзся храм скинии свидетельства на небе"
означает, что было увидено сокровенное неба, где Господь пребывает в Своей святости в Слове и в Законе, который есть Десятисловие.
6. "И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв"
означает приготовление Господом для наития из сокровенного неба на Церковь, чтобы ее зло и неправды могли быть полностью раскрыты, и таким образом зло было отделено от добра.
"Облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные под грудью золотыми поясами"
означает, что это исходит из чистых и подлинных истин и благ Слова.
7. "И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш"
означает, что эти истины и блага, которыми открываются зло и неправды Церкви, извлечены из буквального смысла Слова.
"Наполненных гневом Бога, живущего во веки веков"
означает, что зло и неправды должны проявиться и быть раскрыты чистыми и подлинными истинами и благами Слова.
8. "И наполнился храм дымом от славы Божьей и от силы Его"
означает, что сокровенное неба наполнено духовной и небесной Божественной Истиной от Господа.
"И никто не мог войти в храм, пока не окончились семь язв семи Ангелов"
означает до такой степени, что более невозможно выносить, и это будет до тех пор, пока после опустошения не будет виден конец той Церкви.
656. [Стих 1] "И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное" означает откровение Господа о состоянии Церкви на земле, каково оно относительно любви и веры. Об этом говорится в этой и в следующей главе. Поэтому оно называется "знамением на небе, великим и чудным". Что "знамением на небе" означается откровение Господа о небе и Церкви, и об их состоянии, может быть видно выше (п. 532, 536). Это откровение о любви и вере, потому что оно названо "великим и чудным", "великое" же в Слове говорится о том, что относится к расположению и к любви, а "чудное"- о том, что относится к мышлению и к вере.
657. "Семь Ангелов, имеющих семь последних язв" означает зло и неправды в Церкви, какими они существуют в последнем состоянии, полностью раскрытые Господом. "Семь Ангелов" означают все небо; но поскольку небо не является небом от собственного ангелов, но от Господа, поэтому "семь Ангелов" означают Господа. Никто иной не может открыть зло и неправды, которые существуют в Церкви. Что " Ангелами" означается небо, а в высшем смысле – Господь, может быть видно выше (п. 5, 258, 344, 465, 644, 647, 648). "Язвы" означают зло и неправды, зло любви и неправды веры; поскольку именно это описано в следующей главе и означается "отвратительными, гнойными ранами", "кровью, как бы мертвеца, от чего умерло все одушевленное", "кровью, в которую превратились реки и источники вод", "зноем огненным, который поражал людей", "бесовскими духами, подобными жабам, которые были демонами", а также "великим градом". Зло и неправды, обозначенные всем вышеназванным, означаются здесь "язвами". " Последними язвами" означаются те, которые происходят в последнем состоянии Церкви. "Семь" здесь означает все (п. 10, 390); но поскольку зло, обозначенное язвами в следующей главе, составляет не частности, а все вообще, то "семь" здесь означает все вообще, поскольку то, что является всеобщим, объемлет все в частности. Из этого ясно, что словами "я увидел семь Ангелов, имеющих семь последних язв" означается, что зло и неправды в Церкви, каковыми они существуют в ее последнем состоянии, были полностью раскрыты Господом. Что "язвы" означают духовные язвы, поражающие людей относительно их душ и разрушающие их, которые суть зло и неправды, может быть видно из следующих отрывков:
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна,
гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1:6).
Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием (Ис. 14:5,6).
Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей (Пс. 39:10).
Рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо
Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих,
потому что грехи твои умножились. Но Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих,
говорит Господь (Иер. 30:12, 14, 17).
Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь
бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство
твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе
не будешь истреблен (Втор. 28:58, 59, 61).
Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему (Пс. 90:10).
И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет,
смотря на все язвы его (Иер. 49:17).
От гнева Господа она сделается необитаемою, и вся она будет пуста;
всякий проходящий чрез Вавилон изумится и посвищет, смотря на все язвы его (Иер. 50:13).
За то в один день придут на нее казни, смерть и плач, и голод, и будет сожжена огнем (Откр. 18:8).
Два свидетеля имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою (Откр. 11:6).
Египетскими язвами, которые частично были подобны язвам, описанным в следующей главе, ничто иное не означается, как зло и неправды, эти язвы были перечислены выше (п. 503). Они также называются "язвами" (Исх. 9:14; 11:1). Из этого ясно, что "язвами" не означается ничто иное, как духовные язвы, поражающие людей в отношении их душ и разрушающие их (как в Ис. 30:26; Зах. 14.12, 15; Пс. 38:5, 11; Откр. 9:20; 16:21; Исх. 12:13; 30:12; Чис. 11:33; Лк. 7:21); и в других местах.
658. "Которыми оканчивался гнев Божий" означает опустошение Церкви и тогда ее конец. "Завершением" означается опустошение Церкви и затем ее конец, о котором следует далее. "Гневом Божьим" означается зло в людях, называемое "гневом Божьим", ибо оно противно Богу; но это не потому, что Бог гневается на человека, но человек по причине своего собственного зла гневается на Бога. И поскольку человеку кажется, когда он бывает наказуем и мучим из-за этого, что случается после смерти в аду, как бы происходящим от Бога, поэтому в Слове "гнев" и "возрастающая ярость", даже "зло" приписываются Богу. Это, однако, по буквальному смыслу, потому что этот смысл состоит из казательностей и соответствий, но не по духовному смыслу, так как в нем нет казательностей и соответствий, но пребывает истина в своем свете. Об этом "гневе" смотрите выше (п. 525, 635). Говорится, что в тех язвах "оканчивался гнев Божий", чем означается опустошение Церкви и тогда ее конец. Причина этого будет объяснена. Всякая Церковь с течением времени убывает, отделяясь от добра любви и от истин веры, даже до того, что от них ничего не остается, и это производится непрестанным увеличением зла и лжи. А когда добра любви и веры больше не существует, тогда не остается ничего, кроме зла и лжи, и когда это происходит, наступает конец Церкви. При этом конце человек знает только то, что зло есть добро, а ложь есть истина, поскольку он любит их за их удовольствия и потому утверждает их. Это есть конец, обозначенный "совершением" и называемый "опустошением" в следующих отрывках:
Ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли (Ис. 28:22).
Истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление
совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле (Ис. 10:22, 23).