"Трех духов нечистых, подобных жабам"
означает, что от фальсификации не происходит ничего, кроме рассуждений и похотей.
14. "Это – бесовские духи"
означает, что это были похоти, происходящие от фальсификации истин, и рассуждения из неправд.
"Творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в этот великий день Бога Вседержителя"
означает заверения, что их неправды истинны, и побуждение всех в этой Церкви, состоящих в таких же неправдах, к нападению на истины Новой Церкви.
15. "Вот, иду как вор: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою"
означает пришествие Господа, и тогда небеса для тех, которые обращаются к Нему и остаются верными в жизни по Его заповедям, являющимся истинами Слова.
"Чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его"
означает, чтобы они не были с теми, которые не состоят ни в каких истинах, и их адская любовь не проявилась.
16. "И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон"
означает состояние сражения, когда неправды сражаются с истинами, и стремление к разрушению Новой Церкви, возникающее из любви к владычеству и превосходству.
17. "Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух"
означает наитие от Господа на все сразу у людей Реформаторской Церкви.
"И из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: Совершилось!"
означает, что таким образом, Господь выявляет, что все, принадлежащее Церкви, опустошено, и что ныне Последний Суд совершается.
18. "И произошли голоса, молнии и громы"
означает рассуждения, фальсификации истины и доводы, происходящие от неправд зла.
"И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!"
означает, что это были толчки, опрокидывания и низвержения с неба всего, принадлежащего Церкви.
19. "И город великий распался на три части, и города народов пали"
означает, что этим та Церковь была полностью разрушена в отношении учения, а также все ереси, происходящие от нее.
"И Вавилон великий воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его"
означает также разрушение тогда догм Римско-католического вероисповедания.
20. "И всякий остров убежал, и гор не стало"
означает, что не было более никакой истины веры и никакого добра любви.
21. "И град, величиной в талант, пал с неба на людей"
означает ужасные и страшные неправды, которыми была разрушена всякая истина Слова и, следовательно, Церкви.
"И люди хулили Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая"
означает, что поскольку они утвердились в таких неправдах, то отвергли истины до такой степени, что не могли признавать их из-за противления, происходящего от их внутренних неправд и зла.
676. [Стих 1] "И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте чаши гнева Божьего на землю" означает наитие от Господа из сокровенного неба на Реформаторскую Церковь, где пребывают состоящие в вере, отдельной от милосердия, как в отношении учения, так и в отношении жизни, с целью удаления от них истин и добра и раскрытия зла и неправд, в которых они пребывают, и таким образом, отделения их от тех, которые верят в Господа и от Него пребывают в милосердии и в вере. В общих чертах это есть содержание данной главы. "Храмом" означается "храм скинии свидетельства", о котором говорилось в предшествующей главе (15:5). Этим обозначено сокровенное неба, где Господь пребывает в Своей святости в Слове и в Законе, который есть Десятисловие (п. 669). "Громкий голос" означает Божественное повеление, чтобы они пошли и вылили чаши. Под "семью Ангелами" понимается Господь, как выше (п. 657). "Вылить чаши", в которых были язвы, "на землю" означает наитие на Реформаторскую Церковь; "вылить чаши" означает наитие, а "земля" означает Церковь (п. 285). Все еще говорится о Церкви у Реформаторов, но в следующей главе говорится о Церкви у Римских Католиков, после этого о Последнем Суде и, наконец, о Новой Церкви, которая есть Новый Иерусалим (смотрите предисловие и п. 2). В главах 8 и 9 выше говорилось о "семи Ангелах, имеющих семь труб", в которые они трубили, и поскольку встречается много общего, здесь будет сказано, что означается первыми "семью Ангелами", и что последними. "Семь труб", в которые трубили семь Ангелов, означают исследование и выявление неправд и зла, в которых пребывают состоящие в вере, отдельной от милосердия. "Семь чаш, наполненных семью последними язвами" означают опустошение и завершение, Последний Суд не может быть произведен над ними прежде их опустошения.
Опустошение и завершение в духовном мире производятся таким образом: от тех, которые состоят в неправдах в отношении учения и затем во зле жизни, забирается все добро и истины, которыми они обладали только в природном человеке, и посредством которых они претендовали быть Христианами. Когда это у них забирается, они отделяются от неба и соединяются с адом, и тогда в мире духов они приводятся в общества, соответствующие различным вожделениям, затем они опускаются вниз.
Добро и истины тогда забираются от них через наитие с неба. Наитие происходит из подлинных истин и благ, в результате чего они мучаются, мучаются же подобно змее, положенной на огонь или брошенной в муравейник. Поэтому они отбрасывают от себя блага и истины неба, которые также являются благами и истинами Церкви, и осуждают их. Это оттого, что они испытывают как бы адские муки, происходящее от них. Когда это происходит, они ввергаются в свое собственное зло и ложь и отделяются от добра. Все это описано в этой главе и означается изливанием "чаш", в которых были "семь последних язв". Не то, чтобы в чашах были зло и ложь, обозначенные язвами, но там были подлинные истины и блага, действие которых было таковым, как описано. Ибо Ангелы вышли "из храма скинии свидетельства", под которыми понимается сокровенное неба, где нет ничего, кроме истины и блага в Божественной святости (глава. 15, стих 6). Это опустошение и итог, о котором Господь говорит в следующих словах:
Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет,
у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13:12; Мк. 4:25).
Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:28, 29; Лк. 19:24-26).
677. [Стих 2] "Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю" означает на пребывающих во внутреннем Реформаторской Церкви и занимающихся учением оправдания одной верой, которые называются духовенством. "Вылить чашу" означает наитие, как выше (п. 676). "Земля" означает Церковь (п. 285), здесь Церковь у тех, которые пребывают в ее внутреннем и занимаются учением оправдания одной верой. Они также говорят, что знают его внутренние предметы; но эти внутренние предметы есть только утверждения единственного тезиса, что одна вера оправдывает без дел закона. Они не знают о других внутренних предметах. А поскольку в тех утверждениях состоят в основном священники, профессора богословия и коллегиальные лекторы, словом, учителя и руководители, поэтому первое наитие оказывается на тех, которые называются духовенством. Причина, по которой они понимаются, такова, что первый Ангел вылил свою чашу на "землю", а второй – на "море", тогда как под "землей" понимается Церковь у состоящих в ее внутренних началах, а под "морем" понимается Церковь у состоящих в ее внешних пределах, как выше (п. 398, 403, 404, 420, 470). Что именно они понимаются, ясно также из сказанного о том, что на них сделались "язвы".
678. "И сделались жестокие и болезненные язвы" означает внутреннее зло и неправды, разрушающие все доброе и истинное в Церкви. "Язвой" здесь не означается ничто иное, как зло, происходящее от жизни, соответствующей этому главному положению учения, что одна вера оправдывает и спасает без дел закона, поскольку далее следует на "людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его", чем означается эта вера и жизнь, соответствующая ей. Поэтому "жестокими и болезненными язвами" означаются зло и неправды, разрушающие все доброе и истинное в Церкви. "Болезненным" означается то, что является разрушительным, но зло не может уничтожить добро, а неправда истину. "Язвы" означают это, потому что язвы на теле происходят от заражения крови или от другой внутренней инфекции. Подобным образом "язвы" понимаются в духовном смысле: Они происходят от вожделений и их удовольствий, которые являются внутренними причинами. Само зло, которое означается "язвой", кажется восхитительным во внешнем, скрываясь внутри этого вожделения, от которого оно происходит и воспламеняется.
Должно быть хорошо известно, что внутренние начала человеческого духа состоят в последовательном порядке и в одновременном порядке у каждого. Они состоят в последовательном порядке, двигаясь от высших или предшествующих предметов к низшим или последующим предметам, также они состоят в одновременном порядке в конечных или последних предметах, но в них они находятся от внутренних к внешним пределам, как от центра к окружности. Что это так, было показано много раз в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости" (п. 173-281), где говорится о степенях; из чего ясно, что последнее является суммой всего предшествующего. Из этого следует, что все вожделения зла состоят в одновременном порядке внутренне в самом зле, которое человек постигает сам собой, всякое же зло, которое человек постигает сам собой состоит в конечных. И поэтому, когда человек отвергает от себя зло, он в то же время также отвергает его вожделения, хотя не от себя, а от Господа. Человек, действительно, может сам собой отвергать зло, но не его вожделения; и поэтому, когда он желает отвращаться от зла, борясь против него, он обращается к Господу, ибо Господь действует от самого внутреннего до последнего, поскольку Он входит через человеческую душу и очищает ее. Это было сказано, чтобы знали, что "язвы" означают зло, проявляющееся в последних или крайних пределах, происходящее от внутренней злобы. Это происходит со всеми, кто убеждаются в том, что одна вера спасает, и поэтому не думают ни о каком зле в себе, не обращаются к Господу. "Язвы" и "раны" означают зло в крайних пределах, происходящее из внутреннего зла, которое составляют вожделения, также в следующих отрывках: