689. [Стих 7] "И услышал я другого от алтаря говорящего: да, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои" означает Божественное Благо Слова, утверждающего эту Божественную Истину. "Другим", а именно Ангелом, означается Божественное Благо Слова. "Ангел" означает Божественное от Господа (п. 415, 631, 633); Ангел "от алтаря" означает Божественное Благо любви (п. 648), здесь Божественное Благо Слова, потому что все еще говорится о Слове, и потому что "Ангел вод" означает Божественную Истину Слова (п. 685). Теперь, поскольку Божественное Благо Слова и Божественная Истина Слова составляют одно, поэтому подобное обозначено тем, что говорил Ангел вод, и тем, что говорил Ангел от алтаря. Так как Ангел вод сказал: "Праведен Ты, Господи, Который есть и был, и свят, потому что так судил"; здесь же Ангел от алтаря сказал: "Да, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои". Последнее и первое означает подобное, с тем только различием, что один говорил от Истины, а другой от Блага, и что один утверждал то, что говорил другой, но различными словами; один - словами, принадлежащими категории истины, а другой – словами, принадлежащими категории блага. Ибо есть супружество истины и блага в частях Слова (п. 97), есть также слова, происходящие от блага, и слова, происходящие от истины, которые кажутся различными, хотя содержат подобное.
690. [Стих 8] "Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце" означает наитие на их любовь. "Вылить чашу" означает, как прежде, наитие из добра и истин. Здесь, в их любовь, поскольку "солнце" означает Божественную Любовь Господа, а в противоположном смысле - любовь к себе (п. 53, 382, 414), здесь, любовь к себе, поскольку далее следует, что этих людей жег огонь и сильный зной, чем обозначены вожделения этой любви.
691. "И дано ему было жечь людей огнем" означает, что любовь к Господу мучила их, потому что они пребывали в вожделениях зла, происходящих от удовольствия их любви. Поскольку "вылить чашу" означает наитие от Господа из добра и истин, поэтому "вылить чашу на солнце" означает наитие от Господа из Божественной Любви с целью раскрытия, какова любовь у людей этой Церкви. Следовательно, словами "и дано было Ангелу жечь людей огнем" означается, что Божественная Любовь Господа мучила их. А поскольку Божественная Любовь Господа мучает только тех, которые пребывают в вожделениях зла, происходящих от удовольствия любви к себе, поэтому следующие слова, что "дано ему жечь людей огнем" означают эту любовь, направленную к Господу, мучавшую, потому что они пребывали в вожделениях зла, происходящих от удовольствия любви к себе. Что "жар" означает вожделения ко злу и, следовательно, к неправдам, может быть видно выше (п. 382), и что "огонь" означает Божественную Любовь, а в противоположном смысле – адскую любовь (п. 494 выше). Что любовь к себе есть адская любовь, а ее удовольствие – адское удовольствие, и что удовольствие этой любви существует и удерживается бесчисленными вожделениями зла, было показано много раз в "Ангельской Мудрости о Божественном Провидении", также в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости". Что это так, неизвестно в Христианском мире, потому что неизвестно, какова любовь к Господу, а только эта любовь может научить, какова любовь к себе.
692. [Стих 9] "И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над этими язвами" означает, что из-за удовольствия любви к себе, происходящего от мучительных вожделений зла, они не признавали Божественность Человечности Господа, от которой, однако, исходит всякое добро любви и истина веры. "Зной" означает вожделения зла, которые состоят в любви к себе и в ее удовольствиях (п. 382, 691). Следовательно "быть опаляемым сильным зноем" означает пребывать в мучительных вожделениях и, таким образом, в удовольствиях этой любви. "Хулить имя Бога" означает отрицать или не признавать ни Божественность Человечности Господа, ни святость Слова (п. 571, 582). "Хулить" значит отрицать или не признавать, а "имя Бога" есть Божественная Человечность Господа и в то же время Слово (п. 584). "Иметь власть над язвами" означает, что всякое добро и истина веры, которыми удаляются зло и неправды, исходят от Него (п. 673, 680, 690). А поскольку семь Ангелов, имеющие семь язв, вышли из храма скинии свидетельства (Откр. 15:5, 6), а "храм скинии свидетельства" означает сокровенное неба, где Господь пребывает в Своей святости в Слове и в Законе, который есть Десятисловие (п. 669), и наитие, обозначенное "изливанием язв", производилось оттуда (п. 676), то можно видеть, что под "Богом, имеющим власть над язвами", понимается Господь, от Которого исходит наитие. Немного нужно сказать о том, какова любовь к себе. Ее удовольствия превосходят всякие удовольствия в мире, поскольку являются соединением вожделений зла, и каждое отдельное вожделение выдыхает свое собственное удовольствие. Всякий человек рождается в этом удовольствии; а поскольку оно побуждает разум человека непрерывно думать о себе, то уводит его от размышления о Боге и ближнем, кроме как от себя и относительно себя. Поэтому, если Бог не одобряет его вожделений, он гневается на Бога, также как он раздражается на ближнего, который не благоприятствует ему. Когда это удовольствие возрастает, оно делает человека неспособным думать о том, что выше него, а только о том, что ниже него, поскольку оно погружает его разум в его собственное тело. В результате человек постепенно становится чувственным, а чувственный человек говорит сильно и возвышенно о мирских и гражданских предметах, но о Боге и о Божественном он может говорить только из памяти. Если роль, которую он играет в мире, состоит в гражданских делах, он признает природу за создательницу и свое собственное благоразумие за руководство, Бога же он отвергает. Если человек – священник, он говорит о Боге и о Божественных предметах по памяти, даже сильно и возвышенно, но в сердце он имеет не большую веру в них.
693. "И они не раскаялись, чтобы воздать Ему славу" означает, что из-за этого они неспособны принять с какой-либо верой, что Господь есть Бог неба и земли даже в отношении Его Человечности, хотя Слово учит этому. "Не раскаяться" означает не отойти от зол, но остаться в них, и "не воздать Ему славу" означает не принять с верой, что Господь есть Бог неба и земли, так как это и есть "воздать Ему славу". Что Господь есть Бог неба и земли, Сам Он открыто учит (Мф. 28:18; Ин. 13:3; 17:2, 3); также, что Отец и Он суть одно (Ин. 10:30; 12:45; 14:6-11; 16:15; и в других местах). Кроме того, учение Церкви учит, что Божественность и Человечность составляют одну Личность, объединенные как душа и тело.
694. [Стих 10] "Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя" означает наитие от Господа на их веру. Ангел, выливающий свою чашу, означает наитие, здесь как прежде; "престол зверя" означает, что одна вера царствует и владычествует, что означается "престолом", а одна вера - "зверем" (п. 567, 576, 577, 594, 601, 660). Что "престол" также упоминается там, где говорится о правлении зла и лжи, ясно из следующих отрывков:
Дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Откр. 13:2).
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны (Откр. 2:13).
Видел я, поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (Дан. 7:9).
Я ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих (Агг. 2:22).
Люцифер говорил: "взойду на небо, выше звезд вознесу престол мой" (Ис. 14:13);
и в других местах.
695. "И сделалось царство его мрачно" означает, что не проявилось ничего, кроме неправд. "Мраком" означаются неправды, потому что истина означается "светом". Что "тьма" означает неправды, через которые происходит зло, и что "полная тьма" означает неправды, происходящие от зла, может быть видно выше (п. 413). Следовательно, словами "царство зверя сделалось мрачно" означается, что не появилось ничего, кроме неправд. Что утвердившие веру, отдельную от милосердия, фальсифицировали все Слово, может быть видно выше (п. 136, 610); что они не имеют никаких истин (п. 489, 501, 653); но одни неправды (п. 563, 597, 602). Но неправды их веры в действительности не кажутся им самим мраком, то есть неправдами, но они являются как бы наполненными светом, то есть, как истины, после того, как они утверждают их. Однако, когда они рассматриваются из света небесного, который все открывает, они выглядят, как мрак. Поэтому, когда свет небесный проникает в пещеры таковых в аду, он становится таким мраком, что они не видят друг друга. По этой причине каждый ад замыкается так, чтобы не оставалось открытой щели, и тогда они пребывают в их собственном свете. Они не кажутся себе находящимися во тьме, но во свете, хотя они пребывают в неправдах, поскольку их неправды, после того как они утвердили их, кажутся им истинами. Их свет происходит из этого, но это – глупый свет, такой же, как свет утверждения чего-либо ложного. Этот свет соответствует свету видения сов и летучих мышей, для которых тьма есть свет, а свет – тьма, для которых солнце есть только полная тьма. Такие глаза после смерти обретают те, кто утвердились во лжи в мире до такой степени, что видят ложь как истину, а истину как ложь.
696. "И они кусали языки свои от страданий" означает, что они не выносили истины. Под "страданием" не понимается страдание, происходящее от неправд, они не причиняют им никакого страдания, но страдание происходит от истин, ибо они не выносят их. "Кусать языки" означает не желать слышать истину, так как "язык" означает исповедание истины, потому что язык служит размышлению для произнесения, а духовно – для исповедания. "Кусать язык" означает удерживать мышление от слушания истин. Что это обозначено словами "кусать языки", не может быть подтверждено из разных отрывков Слова, потому что это не написано там. Однако, это было дано знать из опыта в духовном мире. Там, когда кто-либо говорит истины веры, духи, которые не могут выносить того, чтобы слышать истины, держат свои языки за зубами, а также кусают свои губы, так что они даже побуждают других касаться зубами их языков и губ, и этим тогда производят страдание. Из этого ясно, что "они кусали языки свои от страданий" означает, что они не выносили истин. Что "язык", как орган речи, означает мышление и признание, а также учение истины, может быть видно выше (п. 282).