697. [Стих 11] "И они хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих" означает, что они не могли признать Одного Господа за Бога неба и земли из-за противления, происходящего из внутренних неправд и зол, возникающих от принятия и признания ими положения об одной вере. "Хулить Бога небесного" означает отвергать или не признавать Одного Господа за Бога неба и земли (п. 571, 582). "Страданиями" обозначены страдания от признания этого, как выше (п. 696), таким образом, противление, происходящее от внутренних неправд, ибо то, что противодействует, составляет страдание. Страдания относятся к неправдам. "Язвы" же означают внутреннее зло, как выше (п. 678), а поскольку внутреннее зло и неправды возникают от принятия и признания ими положения об одной вере, то это также обозначено.
698. "И не раскаялись в делах своих" означает, что хотя они и были наставлены из Слова, однако же не отошли от неправд веры и оттуда зол жизни. "Не раскаяться" означает не отойти, как выше (п. 693); "делами" здесь обозначены неправды веры и оттуда зло жизни, как выше (п. 641). По буквальному смыслу, страдание и язвы не могут заставить их раскаяться в неправдах и во зле, но по духовному смыслу, это наставление из Слова не может отвести их от неправд и зла, потому что они адские. Из этих рассуждений ясно, что словами "не раскаялись в делах своих" означается, что, хотя они и были наставляемы из Слова, все же они не отошли от неправд веры и оттуда от зла жизни. Говорится, что "дела" здесь есть неправды веры и следующее затем зло жизни. Так говорится, потому что ложь веры предшествует, а зло жизни следует. Поскольку это есть неправда веры, что зло не осуждает состоящего в вере, вследствие чего человек живет беспечно, не думая ни о каком зле. И, таким образом, он никогда не раскаивается или не творит покаяния. Он действует подобным образом, если убеждает себя, что дела ничего не производят для спасения, но все делает одна вера без них.
699. [Стих 12] "Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат" означает наитие от Господа на их внутренние рассуждения, которыми они утверждают оправдание одной верой. "Шестой Ангел, выливающий свою чашу", означает здесь, как прежде, наитие. "Великая река Евфрат" означает внутренние рассуждения, так же как выше (п. 444, 445), здесь внутренние рассуждения этой Церкви, которыми они утверждают оправдание одной верой, поскольку о них говорится в следующем теперь.
700. "И высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнца" означает, что неправды таких рассуждений были удалены у тех, которые от Господа пребывали в истинах, происходящих от добра, чтобы они вошли в Новую Церковь. "Водой", которая "высохла", означается, что неправды тех внутренних рассуждений были удалены. Словом "высохла" означается, что они были удалены, "водой" же означаются истины, а в противоположном смысле – неправды (п. 50, 614), здесь неправды внутренних рассуждений, потому что это была вода реки Евфрат, которой означаются эти рассуждения (п. 699). "Цари", для которых был готов путь, означают тех, которые от Господа пребывают в истинах, происходящих от добра (п. 20, 483). "Восход солнца" означает начало Новой Церкви от Господа, так же как и "утро" (п. 151). "Приготовить путь" означает приготовиться к введению. Из этого ясно, что "высохла вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнца" означает, что неправды внутренних рассуждений были удалены у тех, которые от Господа пребывают в истинах, происходящих от добра, чтобы они вошли в Новую Церковь. Последовательность такова: здесь говорится о завершении или конце существующей Церкви и об установлении или начале Новой Церкви, и о разногласиях. Принадлежащие существующей Церкви, которые состоят в одной вере, понимаются под "драконом", "зверем" и " лжепророком", о чем следует далее. А их разногласия с теми, которые будут принадлежать Новой Церкви, понимаются под "собранием царей земли на брань". Но те, которые будут в Новой Церкви, с которыми они сражаются, понимаются под словами "высохла вода в реке Евфрат, чтобы готов был путь царям от восхода солнца". Это отражает нечто подобное вхождению сынов Израиля в землю Ханаанскую, с тем лишь различием, что для них была высушена река Иордан, а для тех, которые будут принадлежать Новой Церкви, это река Евфрат. Причина, по которой река Евфрат высохла для последних, состоит в том, что здесь они противостоят внутренними рассуждениями, которые должны быть высушены, то есть удалены, прежде чем произойдет вхождение. Это является также причиной того, почему их внутренние рассуждения раскрыты в этой работе. Если бы они не были раскрыты, человек, не знающий их, даже если бы он был умным, мог бы быть легко введен в заблуждение.
701. [Стих 13] "И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка" означает все постигнутое из богословия, основанное на учении о Троице Лиц в Божестве и на учении оправдания одной верой без дел закона. "Уста" означают учение, а оттуда проповедь и обсуждение (п. 453, 574). "Драконом" означается признание трех Богов и оправдания одной верой, и следующее за этим опустошение Церкви (п. 537). "Зверем из моря", который понимается здесь, обозначены люди внешней Церкви, состоящие в таком признании и вере (п. 567, 576, 577, 601). "Лжепророком" обозначены люди внутренней Церкви, которые обучают богословию из этих учений. Прежде не упоминается лжепророк, но "зверь из земли", который теперь так называется, как можно видеть выше (п. 594). Теперь, поскольку все вышесказанное означается "драконом", "зверем из моря" и "лжепророком", который есть тот же, что и "зверь из земли", то из этого следует, что словами "я видел выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка" означается все, постигнутое из богословия, основанное на учении о Троице Лиц в Божестве и на учении оправдания одной верой без дел закона.
702. "Трех духов нечистых, подобных жабам" означает, что от фальсификации не происходит ничего, кроме рассуждений и похотей. "Духами" здесь означается то же, что и бесами, поскольку теперь говорится, что это были "бесовские духи", а "бесы" означают вожделения, происходящие от фальсификации истин (п. 458). "Три" означает все (п. 400, 505), поэтому здесь говорится "ничего, кроме". "Жабами" означаются рассуждения, происходящие от похотей, потому что они ворчливы и похотливы. Из этого ясно, что "три нечистых духа, подобных жабам" не означают ничего иного, кроме рассуждений и похотей, происходящих от фальсификации истин. "Жабы" здесь имеют такое же значение, как и "жабы Египта", потому что чудесами, совершенными над Египтянами, так же описано опустошение Церкви, о чем так говорится у Моисея:
Аарон простер руку свою на воды Египетские, и вышли жабы и покрыли землю; и удалились жабы; только в реке они остались (Исх. 8:5-14, Пс. 77:45; 104:30).
Жабы были произведены из вод Египта и остались в реке, потому что воды Египта, особенно воды реки, обычно означали неправды учения, из которых они рассуждали.
703. [Стих 14] "Это - бесовские духи" означает, что это были похоти, происходящие от фальсификации истин, и рассуждения из неправд. Что "бесами" обозначены похоти, происходящие от фальсификации истин, может быть видно выше (п. 458); а поскольку они подобны жабам, то это были также вожделения рассуждений из неправд, как выше (п. 702).
704. "Творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в этот великий день Бога Вседержителя" означает заверения, что их неправды истинны, и побуждение всех в этой Церкви, состоящих в таких же неправдах, к нападению на истины Новой Церкви. Что "творить знамения" значит свидетельствовать, а также заверять, что это есть истина, может быть видно выше (п. 598, 599), здесь, что их неправды истинны. "Царями земли и всей вселенной" означаются состоящие преимущественно в неправдах, происходящих от зла, здесь все, состоящие в таких же неправдах во всей Церкви; поскольку "царями" означаются пребывающие в истинах, происходящих от добра, а в противоположном смысле – пребывающие в неправдах, происходящих от зла (п. 483). Церковь обозначена "землей" (п. 285), а также "вселенной" (п. 551). "Они выходят собрать их на брань" означает побуждать их к борьбе или к нападению; поскольку "брань" означает духовную войну, которую ведет ложь против истины, а истина против лжи (п. 500, 586). Война состоит в нападении на истины Новой Церкви, потому что называется "великий день Бога Вседержителя", а этим "днем" означается пришествие Господа и затем Новой Церкви. Что это обозначено здесь "великим днем", может быть видно ниже. Говорится, что это будут делать "бесовские духи", потому что ими означаются похоти, происходящие от фальсификации истин, и рассуждения, происходящие от неправд, о которых говорилось только что выше (п. 703). Из этого ясно, что "бесовские духи, творящие знамения, выходят к царям земли и всей вселенной, чтобы собрать их на брань в этот великий день Бога Вседержителя" означает заверения понимаемых под "драконом, зверем и лжепророком", о которых выше (п. 701, 702), что их неправды истинны, и побуждение всех во всей Церкви, состоящих в таких же неправдах, к нападению на истины Новой Церкви. Что "великий день Бога Вседержителя" означает пришествие Господа и затем Новой Церкви, видно из многих отрывков в Слове, как например: