Что тогда произойдет разрушение всего принадлежащего Церкви (13-15).
Что тогда будут приближаться для богослужения Господу даже от народов,
которые внешние и природные (16-19).
И что тогда будет разум, происходящий из добра милосердия,
из которого будет богослужение (20, 21).
Таково содержание трех глав: 12, 13, 14 у Захарии в духовном смысле; оно раскрыто, потому что в тех главах также говорится о последнем состоянии Старой Церкви и о первом состоянии Новой Церкви. А поскольку сказано, что они должны "быть собраны на место, называемое по-еврейски Армагеддон", то видно, что у этого пророка то же говорится о последнем состоянии существующей Церкви и о первом состоянии Новой Церкви. "Армагеддоном" означается, как было сказано, любовь к славе, владычеству и превосходству, поскольку от этого происходит битва, а от нее и вследствие нее – скорбь, описанная там (стихи 11-14, глава 12). Подобное обозначено "Meгиддоном" (4 Цар. 23:29, 30; Пар. 35:20-24), но в духовном смысле.
708. [Стих 17] "Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух" означает наитие от Господа на все сразу у людей Реформаторской Церкви. "Седьмым Ангелом, выливающим свою чашу", обозначено здесь, как ранее, наитие. "Воздухом" означается все в восприятии и в мышлении, таким образом, в их вере; поэтому также означается, каковы вообще все, состоящие в вере, отдельной от милосердия. Поскольку "воздух" означает их дыхание, а дыхание соответствует размышлению, таким образом, восприятию и мышлению, а также вере, потому что вера происходит от мышления в соответствии с восприятием разумения. Что такое соответствие существует, и что в духовном мире каждый дышит в соответствии со своей верой, в полноте было показано в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости", в пятой части.
709. "И из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: Совершилось!" означает, что таким образом, Господь выявляет, что все, принадлежащее Церкви, опустошено, и что ныне Последний Суд совершается. "Громкий голос, раздающийся из храма небесного" означает выявление Господом из сокровенного неба; "громкий голос" – выявление, а "храм небесный" означает сокровенное неба, из которого происходит наитие (п. 669). Говорится: "от престола", потому что "престол" означает небо, а также суд. Что он означает небо, может быть видно (п. 221, 222), и суд (п. 229); и это потому, что теперь выявляется, что все принадлежащее Церкви опустошено, таким образом, что это есть ее конец, а в конце Церкви происходит Суд. И поэтому говорится, когда "последний Ангел вылил чашу", "из храма небесного от престола". "Совершилось" означает, что это было совершено, то есть, что все, принадлежащее Церкви, опустошено, как может быть видно выше (п. 676).
710. [Стих 18] "И произошли голоса, молнии и громы" означает рассуждения, фальсификации истины и доводы, происходящие из неправд зла в Церкви у тех, которые состоят в одной вере, и которые отвращаются от исследования зол в себе, поскольку не хотят удаляться от них, если бы даже их знали. Что "голосами", "молниями" и "громами" обозначены рассуждения, фальсификации истины, и доводы, происходящие из неправд, может быть видно из вышесказанного (п. 396, 530), где есть подобное. Что состоящие в вере, отделенной от дел закона и, следовательно, во зле жизни отвращаются от исследования зол в себе, поскольку они не хотят удалятся от них, если бы даже они их знали, ясно без объяснения. Опыт учит этому; поскольку зло составляет удовольствия, потому что оно принадлежит любви, а никто не хочет удаляться от удовольствий, если он не заботится о жизни после смерти и не думает сначала об аде, чтобы видеть, каков он, а затем о небе, чтобы видеть, каково оно, а думает о них отдельно от совершения зла. Если он тогда смотрит также на Господа и думает: "Что есть временное по отношению к вечному? Не есть ли это как бы ничто?", тогда он может размышлять о своем собственном зле, желать его знать и отвращаться от него. Но если он утвердился в одной вере, тогда он будет говорить в сердце своем: "Наша теологическая вера такова, что Бог Отец имеет милосердие ради Сына, Который пострадал за наши грехи; если я с некоторым доверием прошу об этой вере, она производит все". Таким образом он не размышляет ни о каком зле в себе. Он даже говорит себе из этой веры, это зло не осуждает, и что спасение есть чистое милосердие, кроме того прочее подобное. Таким образом, он постоянно остается в своем зле и принимает его удовольствие даже до конца жизни. Таковы суть рассуждения, фальсификации истины и доводы, происходящие от неправд зла, обозначенные здесь "голосами", "молниями" и "громами".
711. " И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!" означает, что это были толчки, опрокидывания и низвержения с неба всего, принадлежащего Церкви. Что "землетрясения" означают изменения состояний Церкви, может быть видно выше (п. 331); а поскольку землетрясения бывают легкие и более серьезные, здесь наиболее серьезные, так как говорится "землетрясение, какого не было с тех пор, как люди на земле", то ясно, что "землетрясение" здесь означает потрясения, толчки, извержения и перемещения вниз с неба всего, принадлежащего Церкви. Это говорится также о драконе, который назван "древним змеем, дьяволом и сатаной", что:
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр. 12:4).
Подобным образом сказано о "козле" (Дан. 8:10-12). Господь так говорит о конце этой Церкви:
Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24:1).
Конец Церкви также описан у Пророков подземными толчками, сотрясениями, извержениями и многими другими событиями, происходящими при землетрясениях.
712. [Стих 19] "И город великий распался на три части, и города народов пали" означает, что этим та Церковь была полностью разрушена в отношении учения, а также все ереси, происходящие от нее. Что "городом" обозначено учение Церкви или, что то же самое, Церковь в отношении учения, может быть видно выше (п. 194, 501, 502). Следовательно "городами народов" обозначены еретические учения или ереси, происходящие из этого; и они многочисленны. "Распасться на три части" означает быть полностью разрушенным, поскольку "быть разделенным" в Слове означает быть рассеянным, потому что в этом случае они не согласуются, "три" означает все и целое (п. 400, 505). Следовательно, "распасться на три части" означает быть полностью разрушенным. Словом "падать", что говорится о "городах народов", также означается быть разрушенным. Говорится, что город распался на три части, и что города народов пали, потому что как раз перед этим говорилось о землетрясении, в котором такое происходит. Под "великим городом" понимается великий город, о котором говорилось выше (глава 11, стих 8) который там назван "Содомом и Египтом", о чем может быть видно выше (п. 501-504). "Город" означает учение, следовательно "города" означают принципы, относящиеся к учению, потому что "земля", особенно "земля Ханаанская", означает Церковь. А поскольку Церковь является Церковью по учению и в соответствии с ним, поэтому принципы, относящиеся к учению, обозначены "городами". Также обычно учили в городах, потому что там были синагоги, а в Иерусалиме был еще и храм. Вот, почему "Иерусалим" означает Церковь в отношении учения в общем смысле.
713. "И Вавилон великий воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его" означает также разрушение тогда догм Римско-католического вероисповедания. "Вавилоном", как городом, здесь означается это вероисповедание в отношении его догм и принципов, относящихся к учению (п. 631). "Чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Божьего" означает опустошить, пока не останется ничего, кроме зла и лжи. То, что это обозначено "чашей вина ярости гнева Божьего", может быть видно выше (п. 631, 632).
714 [а]. [Стих 20]. "И всякий остров убежал, и гор не стало" означает, что не было более никакой истины веры и никакого добра любви.
714 [b]. [Стих 21] "И град, величиной в талант, пал с неба на людей" означает ужасные и страшные неправды, которыми была разрушена всякая истина Слова и, следовательно, Церкви. Что "градом" означается неправда, уничтожающая истину и добро, может быть видно выше (п. 399); а поскольку говорится "град, величиной в талант", то означаются ужасные и страшные неправды, которыми была разрушена всякая истина и добро Слова и следовательно Церкви. Говорится "величиной в талант", потому что талант был самой большой мерой веса серебра, а также золота; "серебро" же означает истину, "золото" - добро, а в противоположном смысле – ложь и зло (п. 211). Говорится, что "град пал с неба на людей" по казательностям, так как буквальный смысл слова происходит из них и из соответствий. Это подобно тому, что говорилось ранее о язвах, что они были изливаемы Ангелами с неба на людей, хотя они суть истины и добро, ниспосланные Господом, которые обращаются в неправды и зло теми, которые находятся внизу (п. 673). В духовном мире так же происходит с пребывающими в одной вере, когда они вступают в сражение в рассуждениях из неправд против истин Слова, тогда видится падающий град, смешанный с серой и огнем; и потому что это видится в атмосфере над ними, и как бы с неба, поэтому по видимости говорится, что такой "град" падает с неба.
715. "И люди хулили Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая" означает, что поскольку они утвердились в таких неправдах, то отвергли истины до такой степени, что не могли признавать их из-за противления, происходящего от их внутренних неправд и зла. "Хулить Бога" означает отвергать и не признавать Господа, что Он есть Единый Бог неба и земли (п. 571, 582, 697), а также истину Слова. "Потому что язва от него была весьма тяжкая" означает по причине ужасных и страшных неправд, происходящих из утвержденной догмы об оправдании одной верой (п. 714 [b]). Причина, почему из-за них они не могли признать Господа, состоит в том, что утверждение ложного есть отрицание истинного. Кажется, как будто понятно, что язва от града была весьма тяжкая, что из-за мучения или боли ее воздействия они хулили Бога. Однако, понимается не это, а то, что они не могли признать истины из-за неправд; подобным образом, как ранее в этой главе, говорится, что "они хулили имя Бога" от зноя (стих 9); и что "они хулили Бога небесного" от страданий и язв (стих 11), где эти стихи были объяснены (п. 692 и 697).