725. [Стих 4] "И жена облечена была в порфиру и багряницу" означает у них небесное Божественное Благо и Божественную Истину, происходящие из Слова. "Порфира" означает небесное Божественное Благо, а "багряница" означает небесную Божественную Истину, о чём следует далее. "Быть облеченным" в них означает быть при них, таким образом, с ними. Причина, почему происходящее из Слова с ними, состоит в том, что "багряный зверь", на котором сидела жена, означает Слово (п. 723). Что Божественное Благо и Истина Слова находятся при них, как одежда, таким образом, с ними, известно; поскольку они поклоняются Слову извне, а не изнутри, они признают его, потому что оно говорит о Господе и о Его власти над небом и Церковью, которую они присваивают себе. Также оно говорит о ключах, данных Петру, преемниками которого они себя называют; и поскольку их величие, достоинство и власть основываются на этих двух утверждениях, то они признают святость Слова из необходимости. Однако, Слово у них есть только подобие одежды из "порфиры и багряницы, золота, драгоценных камней и жемчуга" на блуднице, держащей "в своей руке золотую чашу, наполненную мерзостями и нечистотой ее блудодеяния". Поскольку упоминается "порфира и багряница", затем "золото, драгоценные камни и жемчуг", "порфирой и багряницей" же означается небесное Божественное Благо и Истина, а "золотом и драгоценными камнями" – духовное Божественное Благо и Истина, все, происходящее из Слова, поэтому нужно сказать здесь о небесном Божественном и о духовном Божественном. Есть два царства, на которые разделяется всё небо Господа, небесное царство и духовное царство. Небесное царство состоит из ангелов, пребывающих в любви от Господа, а духовное царство состоит из ангелов, пребывающих в мудрости от Господа. В каждом царстве есть благо и истина, благо и истина у ангелов небесного царства означаются "порфирой и багряницей", а благо и истина у ангелов духовного царства - "золотом и драгоценными камнями". Ангелы обладают как последними, так и первыми благами и истинами от Господа через Слово. Поэтому в Слове есть два внутренних смысла, небесный и духовный. В этом причина того, что "жена, сидящая на звере багряном" была облечена "в порфиру и багряницу", а также "украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом". Подобное тому, что обозначено этой женой, означается также следующим:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его (Лк. 16:19-21).
Под "богатым человеком, одевающимся в порфиру и виссон" понимаются иудеи, которые имели Слово; а под "Лазарем" понимаются язычники, не имеющие этого. Подобное означается в следующих отрывках:
Евшие сладкое истаивают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу (Плач. 4:5).
А ты, опустошенная, что станешь делить? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя
золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками (Иер. 4:30).
Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял
на одежды ваши золотые уборы (1 Цар. 1:24).
Узорчатые полотна из Египта употребились на паруса твои и служили флагом; голубого и
пурпурового цвета ткани с островов Еписы были покрывалом твоим (Иез. 27:7);
Это говорится о Тире, которым означаются познания истины и блага из Слова. Поскольку небесное благо и истина означаются "порфирой и багряницей", поэтому одеяние Аарона, также как и покрывала, и завесы скинии были сотканы из "пурпуровой и червленой шерсти и виссона" (Исх. 25:4; 26:31, 36; 28:16; 28:6, 15). Завесы (Исх. 26:1). Покрывало перед ковчегом (Исх. 26:31). Покрытие для двери скинии (Исх. 26:36). Покрытие врат двора (Исх. 27:16). Эфод (Исх. 28:6). Пояс (Исх. 28:8). Наперсник судный (Исх. 28:15). Край одежды эфода (Исх. 28:33). Сукно багряное над хлебами предложения (Чис. 4:8). Из этого ясно, что означается "порфирой и багряницей", в которую была облечена жена, сидящая на звере багряном. Подобное в следующих местах, где говорится:
Горе тебе, великий город, одетый в виссон, и порфиру, и багряницу, украшенный золотом, и камнями драгоценными, и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! (Откр. 18:16, 17).
Товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных, и жемчуга, и виссона, и порфиры, и шелка, и багряницы, и всякого благовонного дерева (Откр. 18:12).
726. "Украшена золотом и драгоценными камнями" означает у них духовное Божественное Благо и Божественную Истину, происходящие из Слова. "Золотом" означается благо (п. 211), а "драгоценными камнями" означается истина (п. 231, 540, 570); оба происходят из Слова. Означаются духовное благо и истина, потому что "порфирой и багряницей" означаются небесное благо и истина, то и другое в Слове находится в соединении, ибо везде есть супружество блага и истины (п. 373); небесное благо и истина, поскольку они происходят от любви, являются в своей сущности благом, духовное же благо и истина, поскольку они происходят от мудрости, являются в своей сущности истиной. Что небесное благо и истина происходят от любви, тогда как духовное благо и истина происходят от мудрости, может быть видно выше (п. 725). Что кроме этого означается женой, облеченной и украшенной таким образом, может быть видно в предшествующем параграфе.
727. "И жемчугом" означает у них познания блага и истины, происходящие из Слова. "Жемчугом" в духовном смысле означаются познания как небесного, так и духовного блага и истины, происходящих из Слова, в частности из буквального его смысла, и поскольку "жемчуг" означает эти познания, поэтому он называется после "порфиры и багряницы" и после "золота и драгоценных камней". Те же познания означаются "жемчугом" в следующих отрывках:
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13:45, 46).
Этим обозначено познание от Господа.
А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины (Откр. 21:21).
"Ворота Нового Иерусалима" означают вход в Новую Церковь, а вход совершается познаниями добра и истины, происходящими из Слова.
Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и,
обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6).
"Свиньями" означаются те, которые любят только мирское богатство, а не духовное богатство, состоящее из познаний блага и истины, происходящих из Слова. Поскольку "Вавилоном" означается вероисповедание, которым отвергались познания добра и истины, происходящие из Слова, то о нём говорится:
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных, и жемчуга, и виссона, и порфиры, и шелка, и багряницы (Откр. 18:11, 12).
728. "И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою ее блудодеяния" означает это вероисповедание, происходящее из профанированных святынь Слова и из его благ и истин, оскверненных ужасными неправдами. Что "чашей" или "кубком" означается то же, что и "вином", так как это есть содержащее, может быть видно выше (п. 672); а "вином Вавилона" означается это вероисповедание в отношении его ужасных неправд (п. 632, 635). "Мерзостями" обозначены профанации святынь; а "нечистотой блудодеяния" обозначены осквернения блага и истины Слова. Следовательно, словами "жена держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою ее блудодеяния" означается это вероисповедание, состоящее из профанированных святынь Церкви, и из блага и истин Слова, осквернённых ужасными неправдами. Это подобно тому, что Господь сказал книжникам и фарисеям:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).
729. [Стих 5] "И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудодеяниям и мерзостям земным" означает, что таково Римско-католическое вероисповедание в отношении качества его внутренних начал, которое скрыто; и что в результате его происхождения от любви к господству из любви к себе над святынями Церкви и над небом, то есть над всем, исходящим от Господа и Его Слова, оно осквернило и профанировало всё, принадлежащее Слову и затем Церкви. "Написанное на челе" означает присущее любви, так как "чело" означает любовь (п. 347, 605). "Тайной" означается то, что сокрыто внутренне. "Вавилоном великим" означается Римско-католическое вероисповедание и все его качества, как выше (п. 717). "Блудодеяниями" означаются фальсификации добра и истины Слова (п. 719-721), а также их осквернения, как выше (п. 728); "мерзостями" означаются профанации святынь Церкви, как также выше (п. 728); "землёй" означается Церковь (п. 285). Следовательно, словами "мать блудодеяниям и мерзостям земным" означается их происхождение. Теперь, поскольку такие слова были написаны на ее челе, а "написанное на челе" означает присущее любви, любовь же их есть любовь к господству от любви к себе над всем, принадлежащим Церкви и над небом, таким образом, над всем, что исходит от Господа и от Его Слова, поэтому таково значение. Из этого может быть видно, что словами "на челе её было написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудодеяниям и мерзостям земным" означается, что таково Римско-католическое вероисповедание в отношении внутренне скрытого качества; которое в результате его происхождения из любви к господству и из любви к себе над святынями Церкви и над небом, таким образом, над всем, что исходит от Господа и Его Слова, осквернило и профанировало все, принадлежащее Слову и затем Церкви. Что это есть любовь к господству над всем, принадлежащим Церкви, известно из законного права, присвоенного себе над душами людей и над всем, принадлежащим их богослужению. Что это есть господство над небом, известно из того, что они приняли на себя власть разрешать и связывать, таким образом, отворять и затворять. Что это есть любовь к господству над всем, исходящим от Господа, известно из наместничества, через которое они приписывают себе всё, исходящее от Него. Что это есть любовь к господству над всем, принадлежащим Слову, также известно из того, что они оставляют его толкование только за собой. Это называется любовью к господству из любви к себе, потому что также существует любовь к господству из любви к службе. Эти две любви совершенно противоположны одна другой. Так как любовь к господству из любви к себе есть дьявольская, поскольку она видит только себя и мир для себя; но любовь к господству из любви к служению есть небесная, поскольку она взирает на Господа, от которого все происходящее составляет службы, и службы для неё составляют делание добра Церкви для спасения душ; поэтому такая любовь ненавидит любовь к господству из любви к себе.