"И вина и елея, и лучшей муки и пшеницы"
означает, что они больше не имеют богослужения из небесного добра и истин, потому что они не имеют внутренне в богослужении предметов, которые соответствуют названным выше.
"И скота и овец"
означает, что они больше не имеют богослужения из внешнего или природного добра и истин Церкви, поскольку они не имеют ничего внутреннего в богослужении, что соответствует вышеуказанному.
"И коней и повозок, и тел и душ человеческих"
означает все это в соответствии с пониманием Слова и учения по нему и в соответствии с добром и истинами его буквального смысла, которых они не имеют, потому что фальсифицировали и осквернили их.
14. "И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его"
означает, что все благословения и дары небесные, даже те внешние, которых они желают, удалятся от них и больше не явятся, поскольку в них нет никаких небесных и духовных чувств добра и истины.
15. "Торговавшие всем этим, обогатившиеся от нее, станут вдали, от страха мучений ее, плача и рыдая"
означает состояние до осуждения и тогда страх и стенания тех, которые извлекали выгоду различными разрешениями и обещаниями небесных радостей.
16. "И говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство"
означает горестное сокрушение, что их сокровища и доходы были уничтожены так внезапно и так очевидно.
17. "И все кормчие и все плавающие на кораблях, и все моряки, и все живущие за счет моря"
означает называющихся мирянами, как занимающих высшее, так и низшее положение, даже до простого народа, которые принадлежат к этому вероисповеданию, любят и принимают его, или признают и почитают его в сердце.
18. "Стояли вдали, и видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!"
означает их печаль об осуждении этого вероисповедания, которому они верили, как возвышающемуся над всякой религией в мире.
19. "И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и горюя, восклицая: горе, горе великому городу"
означает их внутреннюю и внешнюю печаль и скорбь, которая есть сетование, что такое выдающееся вероисповедание должно быть полностью разрушено и осуждено.
"Драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!"
означает, что святынями этого вероисповедания все, желающие их приобрести, оправдывались, и за мирские и временные богатства получали духовные и вечные богатства, и что теперь никто не сможет приобретать их.
20. "Ликуйте же, небеса и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним"
означает, что теперь ангелы небесные и люди Церкви, пребывающие в добре и истинах из Слова, могут радоваться в сердце о том, что состоящие во зле и в неправдах этого вероисповедания удалены и низвержены.
21. "И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его"
означает, что сильным наитием Господа с неба это вероисповедание со всеми его фальсифицированными истинами Слова стремительно повергнется в ад, и что оно никогда больше не явится ангелам.
22. "И голоса арфистов, и музыкантов, и играющих на флейтах, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет"
означает, что у них не будет больше никакого чувства духовной истины и добра, ни чувства небесной истины и добра.
"Не будет уже в тебе никакого ремесленника, никакого ремесла"
означает, что состоящие в этом вероисповедании на основании учения и жизни по нему не имеют никакого понимания духовной истины и, следовательно, никакого мышления о духовной истине в той мере, насколько это исходит от них самих.
"И шума от жерновов не слышно уже будет в тебе"
означает, что состоящие в этом вероисповедании по его учению и по жизни в соответствии с ним не имеют никакого поиска, исследования и утверждения духовной истины, так как этому препятствует ложь, принятая и утвержденная, таким образом, внушенная.
23. "И свет светильника уже не появится в тебе"
означает, что состоящие в этом вероисповедании учением и жизнью по нему не имеют никакого озарения от Господа, и, следовательно, никакой перцепции духовной истины.
"И голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе"
означает, что состоящие в этом вероисповедании учением и жизнью по нему не имеют соединения добра и истины, которое создает Церковь.
"Ибо торговцы твои были великими мира сего"
означает, что высшие чины в их церковной иерархии таковы, поскольку с помощью различных произвольных прав, предоставленных им в законном порядке, они торгуют и извлекают прибыль.
"И колдовством твоим все народы были введены в заблуждение"
означает их злые хитрости и уловки, которыми они уводили души всех от святого богослужения Господу к профанированному богослужению живущим и умершим людям, и идолам.
24. "И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле"
означает, что от вероисповедания, понимаемого под "городом Вавилоном", происходит фальсификация и профанация всякой истины Слова и, следовательно, Церкви, и что ложь проистекает оттуда на весь Христианский мир.
753 [Стих 1] "После этого я увидел" означает выявление, касающееся разрушения и осуждения тех, которые, будучи в Римско-католическом вероисповедании, употребляли власть над святынями Церкви и неба для господства над всеми и обладания всем, что принадлежит другим. Это здесь означается словами "после этого я увидел", поскольку в настоящей главе об этом говорится. Положения этого вероисповедания были изложены в начале этой работы, чтобы пребывающие в озарении от Господа могли видеть, что они не желают ничего иного, кроме господства над человеческими душами для того, чтобы их почитали как богов, и чтобы они одни обладали благами всего мира. А поскольку именно это было их целью, а нисколько не спасение душ, то они могли взять свои догматы только из ада; ибо они не могли взять их с неба, то есть от Господа, а лишь от себя, поскольку они присвоили себе все, принадлежащее Господу. Что является более отвратительным, чем разделять тело и кровь Господа, или хлеб и вино на Святой Вечере, явно вопреки установлению, вымыслами и исключительно ради дневных и ночных жертв Мессы, посредством которых они извлекают мирские доходы? Что является более мерзким, чем почитать мертвых людей, обращаясь к ним с Божественной мольбой, опускаться на колени пред их изображениями и целовать их со святым почитанием, даже кости и останки их трупов, и таким образом уводить людей от Божественного почитания и вводить их в профанированное богослужение, и это также ради приобретений? Что является более отвратительным, чем устанавливать Богослужение в Господние дни и в праздники не понятное в массах, таким образом во внешних началах, принадлежащих телу и его чувствам, без внутренних начал, принадлежащих душе и ее чувствам, и, приписывая первым всю святость, таким образом, держать всех в неведении и в слепой вере, чтобы они могли господствовать и обогащаться? Что является более отвратительным, чем присвоить себе все, принадлежащее Божественному могуществу Господа? Это есть ничто иное, как свергнуть Господа с престола и поставить себя вместо Него? Что является более мерзким, чем забрать Слово, которое есть Сама Божественная Истина, у мирян и у простого народа, а вместо него издавать указы и догмы, в которых едва ли найдется одна подлинная истина Слова? Вот, о чем говорится в этой главе "Откровения".
754. "Я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего великую власть; и земля осветилась от славы его" означает сильное наитие Господа с неба Божественной Истиной, от которого Его Церковь пребывает в небесном свете. "Ангел" означает Господа. "Ангел, сходящий с неба" означает наитие Господа с неба. "Имеющий великую власть" означает сильное наитие. "Земля осветилась от славы его" означает Церковь, пребывающую в небесном свете от Господа через Божественную Истину. Что под "Ангелом" и "Ангелами" в Слове понимается Господь, может быть видно (п. 258, 344, 465, 649, 657, 718). "Сходить" означает наитствовать, потому что это говорится о Господе. Что "земля" означает Церковь, видно (п. 285, 721). Что "слава" относится к Божественной Истине и означает ее, видно (п. 249, 629). Говорится, что Божественная Истина означает пребывание в небесном свете, потому что Божественная Истина, происходящая от Господа, является небесным светом, который просвещает ангелов и делает их мудрыми. Причина, по которой упоминается наитие Господа через Божественную Истину и таким образом просвещение Церкви, состоит в том, что этим наитием отделяются пребывающие в неправдах от пребывающих в истинах, а также в том, что в истинном свете неправды являются такими, каковы они в действительности.
755. [Стих 2] "И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал, Вавилон великий" означает, что он известил о том, что Божественным могуществом Господа все, состоящие в этом вероисповедании и в то же время в любви к господству, таким образом были сокрушены в духовном мире и повержены во множество адов. Что таково значение этих слов, можно установить из небольшой работы "О Последнем Суде и о Разрушении Вавилона", изданной в Лондоне в 1758 году, где описано его разрушение с п. 53 до 64. Там может быть видно, каковы принадлежащие этому вероисповеданию, которые из любви к себе господствовали над Божественными Святынями Господа, принадлежащими небу и Церкви, и что, будучи идолопоклонниками, они были сокрушены и ввержены в ад. Но что принадлежащие тому же вероисповеданию, которые жили по заповедям Десятисловия и убегали от зол как от грехов, и в то же время обращались к Господу, были спасены, может быть видно в продолжении "О Последнем Суде и Мире Духовном" (п. 58), к чему нет надобности добавлять более. Подобное говорится о Вавилоне у Исаии: