Всякий видит, что в этих отрывках "глазами" означается разумение. Отсюда ясно, что Господь понимал под глазами в следующих местах:
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто,
то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:22-23).
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф. 5:29).
Под глазами в этих отрывках понимаются не глаза, но понимание истины. Поскольку глазами означается понимание истины, поэтому среди законов сынов Израильских был такой, что:
Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать к служению,
ни слепой, ни с бельмом на глазу (Лев. 21:18-20).
Также что:
Ничего слепого нельзя приносить в жертву (Лев. 22:22; Мал. 1:8).
Из этих отрывков ясно, что понимается под глазами, когда это относится к человеку; оттуда же следует и то, что под за глазами, когда это относится к Господу, понимается Его Божественная Мудрость, также Его Всеведение и Провидение, как в этих отрывках:
Открой, Господи, глаза Твои и воззри (Ис. 37:17).
Я обращу на них глаза Мои во благо им и устрою их (Иер. 24:6).
Вот, глаз Господень над боящимися Его (Пс. 32:18).
Господь во святом храме Своем. Глаза Его зрят; веки Его испытывают сынов человеческих (Пс. 10:4).
"Херувимами" означается защита слова Господом и Его провидение в том, чтобы духовный смысл Слова не был нарушен, поэтому о четырех животных, которые были херувимами, говорится что:
Они были исполнены очей спереди и сзади, и каждое имело крылья вокруг,
а внутри они исполнены очей (Откр. 4:6-8).
Еще, что:
Колеса, на которых херувимы передвигались, были полны очей (Иез. 10:12).
Что под "пламенем огня" понимается Его Божественная Любовь, может быть видно далее, где упоминается "пламя" и "огонь"; и поскольку говорится, что "Его глаза, были как пламя огня", то означается Божественная Мудрость Божественной Любви. Что в Господе есть Божественная Любовь Божественной Мудрости и Божественная Мудрость Божественной Любви, и так взаимное соединение обоих – это тайна, раскрытая в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости" (п. 34-39) и в других местах.
49. [Стих 15] "И Его ноги подобно блестящей бронзе как раскаленные в печи" означает природное Божественное Добро. "Ноги" Господа означают Его природную Божественность; "огонь" или "огненное" означает добро, тогда как "блестящая бронза" означает природное добро истины; поэтому под "ногами Сына Человеческого подобными блестящей бронзе как раскаленные в печи" означается природное Божественное Добро. Это означает Его ноги по соответствию. В Господе и, следовательно, от Господа исходит небесное Божественное, духовное Божественное и природное Божественное. Небесное Божественное понимается под "головой" Сына Человеческого, духовное Божественное – под Его "глазами" и "грудью", которая была препоясана "золотым поясом", а природное Божественное – под Его "ногами". Так как эти три содержатся в Господе, поэтому они также содержатся в ангельском небе. Третье или высшее небо пребывает в небесном Божественном; второе или среднее небо пребывает в духовном Божественном; тогда как первое или последнее небо пребывает в природном Божественном. Подобным образом Церковь на земле; поскольку все небо перед Господом подобно одному Человеку, в котором пребывающие в небесном Божественном Господа составляют голову, пребывающие в духовном Божественном составляют тело, а пребывающие в природном Божественном составляют ноги. Следовательно, в каждом человеке, поскольку он создан по образу Божьему, есть эти три степени, и когда они открыты, человек становится ангелом или третьего, или второго, или последнего неба. Отсюда также есть три смысла Слова: небесный, духовный и природный. Что это так, может быть видно в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости" в третьей части, в которой эти три степени рассматриваются. Что ноги, подошвы и пятки соответствуют природным началам в человеке, и поэтому в Слове они означают природное, может быть видно в "Тайнах Неба", изданных в Лондоне (п. 2162, 4938-4952). Природное Божественное Добро также обозначено ногами в следующих местах у Даниила:
И поднял глаза мои, и увидел: вот, один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; глаза его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и голос речей его - как голос множества людей
(Дан. 10:5-6).
В Откровении:
Я видел Ангела, сходящего с неба, ноги его как столпы огненные (Откр. 10.1).
И у Иезекииля:
Ноги херувимов сверкали, как блестящая медь (Иез. 1:7).
Так виделись ангелы и херувимы, потому что Божественность Господа была представлена в них. Так как Церковь Господа находится под небесами и таким образом под ногами Господа, поэтому она названа подножием Его ног в следующих местах:
Слава Ливана придет к тебе, чтобы украсить место святилища Моего,
и Я прославлю подножие ног Моих. И падут к стопам ног твоих (Ис. 60:13, 14).
Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих (Ис. 66:1).
Господь вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего (Плач 2:1).
Превозносите Господа, и поклоняйтесь подножию Его (Пс. 98:5).
Вот, мы слышали о нем в Евфрате; пойдем к жилищу Его; поклонимся подножию ног Его (Пс. 131:6, 7).
Поэтому поклоняющиеся падали к ногам Господа (Мф. 28:9; Мк. 5:22; Лк. 8:41; Ин. 11:32). Также они целовали Его ноги и вытирали их своими волосами (Лк. 7:5, 37; 3:44, 46; Ин. 11:2; 12:3). Поскольку природное обозначено "ногами", поэтому Господь сказал Петру, омывая его ноги, что:
Омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь (Ин. 13:10).
"Омыть ноги" значит очистить природного человека, а когда он очищен, то весь человек также чист, о чем много было показано в "Тайнах неба" и в Учении Нового Иерусалима. Природный человек, который также есть внешний человек, очищается, убегая от зла, которое духовный или внутренний человек считает злом и понимает необходимость убегать от него. Итак, поскольку природный человек понимается под "ногами", то если он не омыт или не очищен, он извращает все, поэтому Господь сказал:
Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому,
чем с двумя ногами быть вверженым в геенну, в огонь неугасимый (Мк. 9:45).
Здесь не имеется в виду "нога", но природный человек. Подобное понимается под словами "попирать ногами хорошую пажить" и "возмущать ногами воды" (Иез. 32:2; 34:18, 19; Дан. 7:7, и в других местах). Так как под Сыном Человеческим понимается Господь относительно Слова, то ясно, что под Его ногами также понимается Слово в природном смысле, о чем много говорилось в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании; как и о том, что Господь пришел в мир, чтобы исполнить все, содержащееся в Слове, то есть стать Словом даже в последних началах (п. 98-100); но эта тайна откроется тем, которые будут в Новом Иерусалиме. Природная Божественность Господа также означалась бронзовым змеем, установленным в пустыне по повелению Моисея, взирая на которого исцелялись все, укушенные змеями (Чис. 21:6, 8, 9). Что это означает Природную Божественность Господа, и что взирающие на нее спасаются, Сам Господь учит у Иоанна:
Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14, 15).
Поскольку "бронза", также как "блестящая бронза" означает природное начало относительно добра, то змея была сделана из бронзы. Это видно ниже (п. 775).
50. "И Его глас как шум многих вод" означает природную Божественную Истину. Что "глас", исходящий от Господа, означает Божественную Истину, может быть видно выше (п. 37). Что "воды" означают истины, особенно природные истины, которые суть познания, обретаемые из Слова, видно из многих мест в Слове, из которых представлены только следующие:
Земля будет наполнена видением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:9).
И в радости будете почерпывать воду из источника спасения (Ис. 12:3).
Тот, кто ходит в правде и говорит истину, хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет (Ис. 33:15, 16).
Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я открою на горах реки и среди долин источники: пустыню сделаю озером, и сухую землю - источниками воды, чтобы увидели и познали, и рассмотрели, и поняли (Ис. 41:17, 18, 20).
Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое (Ис. 44:3).
Свет твой взойдет во тьме, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник,
которого воды никогда не иссякнут (Ис. 58:10).
Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе
водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2:13).
Вельможи посылают слуг своих за водою, они приходят к колодезям и не находят воды,
возвращаются с пустыми сосудами (Иер. 14:3).
Они оставили Господа, источник воды живой (Иер. 17:13).
Они пошли со слезами, а Я поведу их близ потоков вод дорогою ровною (Иер. 31:9).
Я сокрушу опору хлебную, и воду будут пить мерою в унынии,
и исчахнут в беззаконии своем (Иез. 4:16, 17; 12:18, 19; Ис. 51:14).
Наступают дни, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних; и будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаивать будут от жажды красивые девы и юноши (Ам. 8:11-13).
Будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима (Зах. 14:8).
Господь - Пастырь мой. Он водит меня к водам тихим (Пс. 22:1, 2).
Не жаждут они в пустынях; Он источает им воду из камня, и рассекает скалу, и льются воды (Ис. 48:21).
Боже! Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя