И воздам Вавилону за все то зло, которое они сделали на Сионе в глазах ваших (Иер. 51:24).
Господь опустошит Вавилон, ибо Господь, Бог возмездия, воздаст воздаяния (Иер. 51:55, 56).
А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад. Видящие тебя размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства?" (Ис. 14:11, 13-16).
Это сказано о Люцифере, который есть Вавилон, как ясно из стихов 4 и 22.
764. "Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горестей" означает, что они это имеют, так как от восторга сердца в результате господства и от ликования разума в результате богатства они верят и уверены, что будут бесконечно обладать господством и защищать свою собственность, и что они никогда ее не лишатся. "Говорить в сердце своем" означает верить в восторге сердца от господства, также быть уверенным в ликовании разума от богатства. "Сижу царицею" означает, что они собираются иметь господство бесконечно, потому что далее следует "не увижу горестей". "Я не вдова" означает, что они будут защищать свою собственность; так как "вдова" означает лишение защиты, поскольку она без мужа. Говорится "царица" и "вдова", а не "царь" и "муж", потому что под Вавилоном понимается Церковь. "И не увижу горестей" означает, что они не лишатся никогда ни того, ни другого. Что впоследствии у них будут горести после смерти, может быть видно выше (п. 763). Подобное говорится о Вавилоне у Исаии:
Не будут тебя называть госпожою. Ты говорила в сердце своем: "я - и другой подобной мне нет, не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей". Но в один день придет к тебе и то и другое, потеря детей
и вдовство; в полной мере придут они на тебя, не смотря на множество чародейств и на великую силу волшебств твоих. Ты надеялась на злодейство твое, говорила: "никто не видит меня". Мудрость твоя сбила тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня". И придет на тебя бедствие
(Ис. 47:5, 8-11).
Под "вдовой" в Слове понимаются лишенные защиты, ибо в духовном смысле "вдова" означает пребывающих в добре, но не в истине, так как "муж" означает истину, а его "жена" - добро. Следовательно "вдова" означает добро без истины, а добро без истины находится без защиты, поскольку истина защищает добро. Это означается "вдовой" там, где она упоминается в Слове, как Ис. 9:14, 15, 17; 10:1, 2; Иер. 22:3; 49:10, 11; Плач. 5:2, 3; Иез. 22:6, 7; Мал. 3:5; Пс. 67:6; 145:7-9; Исх. 22:21-24; Втор. 10:18; 27:19; Мф. 23:14; Лк. 4:24-26; 20:47.
765. [Стих 8] "За то в один день придут на нее язвы, смерть, горести и голод" означает, что поэтому во время Последнего Суда наказания за зло, совершенное ими, возвратятся к ним, будучи "смертью", чем являются адская жизнь и внутренняя печаль, происходящая из отстранения от господства, "горестями", чем является внутренняя печаль, происходящая из нужды и нищеты вместо богатства, и "голодом", который есть лишение понимания всего истинного. Под словами "за то" понимается о чем видно выше, поскольку она сказала в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова, и не увижу горестей" (п. 764). "В один день" означает во время Последнего Суда, который назван "Днем Суда". "Язвами" означаются наказания за зло, совершенное ими в мире, которое тогда обратится на них. "Смертью" означается адская жизнь и внутренняя печаль, происходящая от отстранения от господства, о чем выше (п. 763), об этой смерти будет сказано далее. "Горестями" означается внутренняя печаль, происходящая от нужды и нищеты вместо богатства, о чем было выше (п. 764). "Голодом" означается лишение понимания всего истинного. В этих трех "язвах" или наказаниях пребывают те из принадлежащих этому вероисповеданию, которые обладали господством, происходящим из любви к себе, а не из любви к служениям, кроме как ради себя. Они являются также безбожниками в сердце, ибо они все приписывают собственному благоразумию и природе. Остальная часть этого рода, которые таковы, но не думают внутренне в себе, суть идолопоклонники. Что под язвой или наказанием, называемым "голодом", понимается лишение разумения всего истинного, может быть видно выше (п. 323). Каждый человек, пока он живет в мире, имеет рассудочность, то есть способность понимания, что является истинным. Эта способность остается с каждым человеком после смерти. Однако те, кто из любви к себе и из гордости собственного умствования впитали неправды религии в мире, после смерти не желают понимать, что является истинным; а не желать значит не быть способным. Эта неспособность, происходящая из нежелания, существует у всех таковых и возрастает по той причине, что из удовольствия страсти ко лжи ради господства, они непрерывно впитывают новые утвержденные неправды, и таким образом становятся ничем иным, как неправдами, и так остаются навечно. Подобное понимается под следующими словами о Вавилоне у Иеремии:
В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас; вот будущность тех народов - пустыня, сухая земля и степь. От гнева Господа она сделалась необитаемою, и вся она будет пуста; всякий проходящий через Вавилон изумится и посвищет, смотря на все язвы его (Иер. 50:12, 13).
766. "И будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее" означает, что они возненавидят Господа и Его небо и Церковь, потому что они увидят тогда, что только Господь имеет власть и царствует над всем на небесах и на земле, и никогда какой-либо человек от себя. "Огнем", которым "она будет сожжена", означается ненависть против Господа и против Его неба и Церкви, о чем говорится далее. Словами "ибо силен Господь Бог, судящий ее" означается, что тогда они увидят, то есть в духовном мире, в который они попадут после смерти, что Один Господь имеет власть и царствует над всем, что в небесах и на земле, а отнюдь никакой человек от себя. Это означается словами "ибо силен Господь Бог, судящий ее", потому что Господь не осуждает никого к аду, но они сами делают это; поскольку, когда они чувствуют ангельскую сферу, нисходящую от Господа с неба, они убегают далеко и ввергаются в ад, как может быть видно из того, что показано выше (п. 233, 325, 340, 387, 502). Что "огнем" означается любовь в двух смыслах, как небесная любовь, которая является любовью к Господу, так и адская любовь, которая является любовью к себе, может быть видно выше (п. 468, 494). Адская любовь есть ненависть, потому что любовь к себе ненавидит; так как все, пребывающие в этой любви, разражаются гневом, соответствующим его степени, и воспламеняются ненавистью и местью против тех, которые им противостоят; относящиеся к Вавилону так противостоят против отрицающих, что им должны поклоняться и их почитать как святых. Поэтому, когда они слышат, что на небе поклоняются Одному Господу и Его почитают, и что почитание какого-либо человека вместо Господа является мерзостью, тогда поклонение Господу становится в них ненавистью против Него, а фальсификация Слова с целью, чтобы им поклонялись, становится профанацией. Вот, что означается высказыванием, что Вавилон "будет сожжен огнем". Что "быть сожженным огнем" есть наказание за профанацию святынь, может быть видно выше (п. 748). Подобное понимается под этими словами у Иеремии:
Вот, Я на тебя, Вавилон, гора губительная, разрушающая всю землю. Я низрину тебя со скал и сделаю тебя горою обгорелою. Стены Вавилона будут разрушены, и высокие ворота ее будут сожжены огнем (Иер. 51:25, 58).
767. [Стих 9] "И восплачут и возопят о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее" означает внутренние страдания пребывающих в более высоком господстве и в его удовольствиях через фальсификацию и осквернение истин Слова, которые они делают святынями Церкви, когда видят их превращенными в мирские предметы. В этом и следующем стихе говорится о горестях "царей земных", под которыми понимаются высшие в чине, называемые сеньорами и примасами. В стихах 11-16 говорится о горестях "купцов земных", под которыми понимаются более низкие в чине, называемые монахами. А в стихах 17-19 говорится о горестях "корабельщиков и моряков", под которыми понимаются делающие пожертвования, называемые мирянами. Здесь говорится о "царях земных", которыми означаются высшие в чине. Что под "царями" не понимаются цари, но пребывающие в истинах, происходящих от добра, а в противоположном смысле – в неправдах, происходящих от зла, может быть видно выше (п. 483, 704, 737, 740, 720). Поэтому здесь"царями земными, блудодействовавшими и роскошествовавшими с блудницей", означаются находящиеся в господстве и в его удовольствиях через фальсификации и профанации истин Слова, особенно через ту истину, ими фальсифицированную и профанированную, которую Господь сказал Петру, о чем следует далее. Что "блудодействовать" означает фальсифицировать и профанировать истины Слова, может быть видно (п. 134, 632, 635); и что "роскошествовать" означает наслаждаться удовольствиями господства и в то же время богатства (п. 759). Выражение, что "они восплачут и возопят" означает их внутренние мучения. Говорится "плакать и вопить", потому что "плакать" сказано о печали по отлучению от господства, а "вопить" сказано о печали по лишению богатства. А поскольку печаль их более внутренняя, чем тех, которые являются "купцами земными", поэтому говорится о "царях земных", под которыми понимаются высшие в чине, что они "восплачут и возопиют", а о "купцах земных", под которыми понимаются более низкие в чине, говорится, что они будут "плакать и горевать". "Видеть дым от ее пожара" означает, что они увидят неправды этого вероисповедания, которые являются фальсификациями и профанациями истин Слова, обращенных в мирские предметы. "Дым" означает эти неправды (п. 422, 452), а "пожар" означает то, что является мирским (п. 766). Из этого, а также из объясненного выше (п. 766) ясно, что "восплачут и возопят о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с ней, когда увидят дым от пожара ее" означает внутренние страдания тех, которые пребывали в более высоком господстве и его удовольствиях через фальсификацию и профанацию истин Слова, когда они увидят их обращенными в мирские предметы.