768. Кое-что должно быть здесь сказано о той истине, которую Господь сказал Петру о "ключах царства небесного" и о "власти связывать и отпускать" (Мф. 16:15-20). Они говорят, что эта власть была дана Петру, и что она была передана им, как его преемникам, и что Господь оставил Петру, а после него им, всю Свою власть, и что Папа должен действовать как Его наместник на земле. Однако, довольно ясно из самих слов Господа, что Он не дал вообще никакой власти Петру, ибо Господь сказал: "на этом камне Я создам Церковь Мою". "Камень" означает Господа в отношении Его Божественной Истины, а Божественная Истина, то есть "камень", состоит в том, что Петр признал прежде, чем Господь сказал те слова. Вот этот отрывок:
Иисус сказал ученикам: а вы за кого почитаете Меня? Симон Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого (Мф. 16:15, 16).
Это есть истина, на которой Господь создаст Свою Церковь, и Петр тогда представлял эту истину. Из этого ясно, что это есть признание Господа, что Он есть Сын Бога Живого, Который имеет власть над небом и землей (Мф. 28:18), на этом признании Господь создает Свою Церковь, таким образом, на Себе, а не на Петре. Что Господь понимается под "камнем", известно в Церкви. Однажды я разговаривал с Вавилонским обществом в духовном мире о ключах, данных Петру, спрашивая, верят ли они в передачу ему власти от Господа над небом и землей. Поскольку это было источником их религии, они неистово настаивали на этом, говоря, что в этом нет сомнения, потому что ясно сказано. Но на вопрос, знают ли они, что внутри частей Слова есть духовный смысл, который является смыслом Слова на небе, они сказали сначала, что не знали, но затем они сказали, что собирались спросить. И когда они спросили, то были наставлены в том, что есть духовный смысл в частностях Слова, который отличался от буквального смысла, как духовное от природного. Кроме того они были наставлены в том, что никакая личность, называемая в Слове, не называется на небесах, но что вместо нее понимается там нечто духовное. Наконец, им было объяснено, что под "Петром" в Слове понимается истина Церкви, происходящая от добра, и подобным образом она понимается под "камнем", упоминаемым тогда вместе с "Петром". Также, что должно быть известно, что это не Петру была дана какая-то власть, но истине, происходящей от добра, ибо всякая власть на небесах принадлежит истине, происходящей от добра, или добру через истину. А поскольку всякое добро и истина исходят от Господа и ничего от человека, то Господь обладает всей властью. Возмущенные тем, что услышали, они сказали, что желают знать, находится ли этот духовный смысл в тех словах. Поэтому им было дано Слово, которое есть на небе, в этом Слове не содержится природный смысл, но духовный смысл, потому что оно для ангелов, которые духовны. И когда они прочитали его, они ясно увидели, что там не назывался Петр, но вместо него истина, происходящая от добра, которое исходит от Господа. Увидев это, они гневно отвергли это Слово. Они бы порвали его на части зубами, если бы оно не было забрано тотчас. В результате они убедились, хотя и не желали убеждаться, что Один Господь имеет эту власть, а ни в коей мере никакой человек, поскольку это есть Божественная власть.
769. [Стих 10] "Стоя вдали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" означает их страх перед наказанием, и затем горестное сетование о том, что это вероисповедание, столь сильное, может быть повержено так внезапно и ясно, и они могут погибнуть. "Стоять вдали от страха мучений" означает состояние, пока еще отдаленное от состояния тех, которые пребывают в проклятии, потому что они находятся в страхе мучения, о чем следует далее. "Горе, горе" означает горестное сетование. Что "горе" означает сетование о несчастье, беде и о проклятии, может быть видно выше (п. 416), следовательно, "горе, горе" означает горестное сетование. "Великим городом Вавилоном" означается это вероисповедание; здесь, как выше (п. 751), Вавилон представлен как женщина или блудница, потому что речь идет о "ее мучении". "Крепким городом" означается вероисповедание, столь могущественное. "В один час пришел Суд твой" означает, что оно может быть так внезапно повержено, и они могут погибнуть. "В один час" означает так внезапно, а "суд" означает его низвержение и истребление тех, которые блудодействовали и роскошествовали с этой блудницей, о которых здесь идет речь. Что они погибли во время Последнего Суда, может быть видно в небольшой работе "О Последнем Суде и о Разрушении Вавилона", изданной в Лондоне 1758. Здесь говорилось об этом разрушении. "Они стояли вдали от страха ее мучений" означает состояние, пока еще отдаленное от состояния тех, которые находятся в проклятии, потому что они пребывают в страхе мучения, так как под словами "вдали" не понимается отдаленность пространства, но отдаленность состояния, когда каждый находится в страхе наказаний. Ибо когда человек находится в состоянии страха, он тогда видит, размышляет и сокрушается. Отдаленность состояния, которое является отдаленностью в духовном смысле, также означается словами "вдали от" в других местах в Слове, как в следующих:
Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое (Ис. 33:13).
Разве Я - Бог только вблизи, а не Бог и вдали? (Иер. 23:23).
Народ нашел милость в пустыне. Израиль сказал: издали явился мне Господь (Иер. 31:2, 3).
Веди сыновей Моих издалека (Ис. 43:6).
Слушайте Меня, народы дальние (Ис. 49:1, 2).
Народам дальним, живущим на краю земли (Ис. 5:26).
Кроме того, в других местах, как Иер. 4:16; 5:15; Зах. 6:15; где под "племенами и отдаленными народами" понимаются те, которые более отдалены от истин и добра Церкви. В обычной речи говорят, что близкие отношения сближают, а дальние находятся в относительном отдалении.
770. Это вероисповедание названо "крепким городом", потому что оно сильно укрепилось; укрепилось же оно не только многочисленными племенами и народами, признающими его, но также и многим другим; как, например, множеством монастырей и армий монахов в них (это говорится, поскольку они называют их служение воинской службой); обладанием богатством без всякой меры или насыщения; также инквизиторским судом; и прежде всего угрозами и страхом, особенно в отношении чистилища, в которое, по их словам, попадает каждый; исчезновением света Евангелия и оттуда слепотой в духовных вопросах, которая производилась запрещением и предотвращением чтения Слова; мессами, произносимыми на языке, не известном простому народу; различной внешней святостью; богослужением мертвым и образам, насаждаемым в народные массы, которых сохраняли в невежестве о Боге; и различной блестящей показухой во внешних предметах; чтобы посредством всего этого они могли быть в плотской вере относительно святости всего, принадлежащего этому вероисповеданию. В результате, совершенно неизвестно, какова ложь, сокрытая внутри этого вероисповедания, хотя в целом оно описано выше такими словами:
Жена обличена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом,
и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее
(Откр. 17:4).
Но насколько бы сильно Вавилон не укреплялся, даже подобным образом, однако, в мире духовном (о чем ниже п. 772) в день Последнего Суда он был совершенно разрушен. О его опустошении Иеремия пророчествовал так:
Хотя бы Вавилон возвысился до небес, и хотя бы он на высоте укрепил твердыню свою,
но от Меня придут к нему опустошения (Иер. 51:53).
Сильные люди Вавилона сидят в укреплениях, истощилась сила их, и броды захвачены, и ограды сожжены огнем; города его сделались пустыми. Даже и стены Вавилонские падут (Иер. 51:30, 31, 44).
Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзамы для раны его, может быть он исцелеет (Иер. 51:8).
771. [Стих 11] "И купцы земные будут плакать и горевать о ней, потому что никто уже не покупает их товаров" означает меньших в чине, которые производят богослужения и зарабатывают на святынях, здесь их печаль о том, что после разрушения Вавилона их вероисповедание не будут признавать как святое, но как фальсифицирующее и профанирующее добро и истины Слова и затем Церкви, так что они не смогут больше извлекать прибыль теми же средствами, что и прежде. Под "купцами" понимаются меньшие в чине их церковной иерархии, потому что под "царями земными", о которых говорилось перед этим, понимаются высшие в этом чине, как может быть видно выше (п. 767); таким образом, под "купцами земными" понимаются те, которые производят богослужения и зарабатывают на святынях. Словами: "они будут плакать и горевать" означается их печаль, как выше (п. 767). "Их товарами" означаются святые или религиозные предметы, которыми они зарабатывают или извлекают прибыль. "Не покупать их больше" означает не желать иметь их, потому что они не являются святыми, но суть фальсифицированное и профанированное добро и истины Слова и затем Церкви. "Покупать" значит приобретать для себя (п. 606). Об этом мы читаем у Иеремии: