Послушайте Меня и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком (Ис. 55:2).
Я напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благом Моим (Иер. 31:14).
Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои (Пс. 62:6).
Они насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их (Пс. 39:9).
Господь на горе сей сделает для всех народов трапезу из тучных яств, из тука костей (Ис. 25:6).
Они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь (Пс. 91:15, 16).
И будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения (Иез. 39:19).
Господь всесожжение твое да сделает тучным (Пс. 19:4).
Поскольку "тучность" означает небесное добро, поэтому был устав, чтобы "весь тук с жертв сжигался на алтаре" (Исх. 29:13, 22; Лев. 1:8; 3:3-16; 4:8-35; 7:3, 4, 30, 31; 17:6; Чис. 18:17, 18). В противоположном смысле "тучные" означают тех, которые отвращаются от добра, осуждая и отвергая его (Втор. 32:15; Иер. 5:28; 50:11; Пс. 16:10; 19:4; 77:31; 118:70; и в других местах).
783. [Стих 15] "Торговавшие всем этим, обогатившиеся от нее, станут вдали, от страха мучений ее, плача и рыдая" означает состояние до осуждения и тогда страх, и стенания тех, которые извлекали выгоду различными разрешениями и обещаниями небесных радостей. "Торговавшими всем этим", а именно "плодами, угодными душе" и "тучным и блистательным", о чем говорилось в предшествующем стихе, означаются те, которые обогащались за счет различных разрешений и обещаний небесных радостей, то есть извлекали свою выгоду. Под такими "торгующими" понимаются все в их церковной иерархии, как высшие, так и низшие, извлекавшие выгоду такими средствами. Что в их число входят и более высокие чины, ясно из стиха 23 этой главы, где это говорится:
Ибо купцы твои были вельможи земли.
Что также понимаются низшие чины, ясно из стиха 11, как видно выше (п. 771). "Стоять вдали от страха мучения ее, плача и рыдая" означает, что хотя они еще пребывают в состоянии, отдаленном от проклятия, все же они состоят тогда в страхе наказаний и в сетовании, как выше (п. 769), где говорится подобное.
784. Что касается разрешений, из которых они извлекают выгоду, то они различны: есть разрешения, касающиеся браков между родственниками, которые запрещены законом; касающиеся разводов; касающиеся зол, даже величайших, и их освобождения порой от мирских наказаний. Также индульгенциями давались разрешения, касающиеся официальных служб без какой-либо законной санкции или полномочия светских властей; среди которых также были утверждения герцогств и княжеств; не говоря уже об обещаниях небесных радостей, даваемых тем, которые обогащали монастыри и увеличивали их казну, называя их дары добрых дел в себе святыми и также похвальными. Они ведут к этому, увлекая верой во власть и могущество святых и чудес, совершенных ими. Особенно они лгут богатым, когда те болеют, тогда они вселяют ужас ада и так совершают вымогательства, обещая жертву Мессы для их душ в соответствии с величиною наследства, и,таким образом, постепенное освобождение из места мучений, которое они называют Чистилищем, и таким образом допущение в небо. Что касается Чистилища, я могу твердо утверждать, что это есть чистый Вавилонский вымысел ради прибыли, и что этого нет и быть не может. Каждый человек после смерти сначала приходит в мир духов, который находится посреди между небом и адом, и там приготавливается либо к небу, либо к аду, каждый соответственно своей жизни в мире. В том мире никто не мучается, но злые только тогда впервые попадают в мучения, когда после приготовления они приходят в ад. В том мире находятся бесчисленные общества, радости в них подобны радостям на земле. Это потому, что пребывающие там соединены с людьми на земле, также находящейся посередине между небом и адом. Их внешние начала постепенно отходят, и таким образом внутренние начала открываются. И это происходит, пока не открывается главенствующая любовь, ибо она является любовью жизни, самой внутренней и доминирующей над внешними началами. Тогда открывается, каков человек; и в соответствии с качеством этой любви он отсылается из мира духов в свое место, если добрый – на небо, а если злой – в ад. Что это так, мне было дано знать наверняка, потому что Господь позволил мне пребывать вместе с находящимися в том мире и видеть все, таким образом, установить это из реального опыта, и это продолжается уже двадцать лет. Поэтому я могу твердо утверждать, что Чистилище есть вымысел, который может быть назван дьявольским, потому что он создан ради выгоды и власти над душами, даже умерших, после смерти.
785. [Стих 16] "И говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство" означает горестное сокрушение, что их сокровища и доходы были уничтожены так внезапно и так очевидно. "Горе, горе" означает горестное стенание, как выше (п. 769). "Великим городом" означается Римско-католическое вероисповедание, поскольку говорится "одетый в виссон, и порфиру и багряницу" и "украшенный золотом", чего нельзя сказать о городе, но можно о вероисповедании. Словами "одетый в виссон, и порфиру, и багряницу, украшенный золотом, и камнями драгоценными и жемчугом" означается подобное тому, что выше (п. 725-727), где есть такие же слова, в общем – великолепные предметы во внешней форме. Словами "в один час погибло такое богатство" означается, что их доходы были уничтожены так внезапно и так очевидно. "В один час" означает внезапно и очевидно, как выше (п. 769), потому что временем и всем, что относится ко времени, означаются состояния (п. 476). Из этого ясно, что такими словами означается сказанное выше. Подобное говорится у Иеремии об опустошении Вавилона:
Земля Вавилона полна грехами перед Святым Израилевым. И не возьмут из тебя камня для углов, и камня для основания, но вечно будешь запустением. И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием. Устремилось на Вавилон море, он покрыт множеством волн, города его сделались пустыми, землю сухою, где не живет человек (Иер. 51:5, 26, 29, 37, 41-43).
786. [Стих 17] "И все кормчие и все плавающие на кораблях, и все моряки, и все живущие за счет моря" означает называющихся мирянами, как занимающих высшее, так и низшее положение, даже до простого народа, которые принадлежат к этому вероисповеданию, любят и принимают его, или признают и почитают его в сердце. В стихах с 9 по 16 этой главы говорилось о духовенстве, состоящем в господстве от этого вероисповедания, и использующем Божественную власть Господа, ею приобретая мир. Теперь же говорится о тех, которые не состоят в служении, но все же любят и принимают это вероисповедание, или признают и почитают его в сердце, они называются мирянами. Под "всеми кормчими" понимаются высшие из них, которые являются императорами, царями, герцогами и принцами. Под "всеми плавающими на кораблях" понимаются состоящие в различных должностях высшего или низшего уровня. Под "моряками" понимаются низшие слои, называемые простым народом. Под "живущими за счет моря" понимаются вообще все, принадлежащие к этому вероисповеданию, любящие и принимающие его, или признающие и почитающие его в сердце. Что здесь понимается все это, ясно из перечисления, понимаемого в духовном смысле; также из значения "кормчих" и "плавающих на кораблях", и "моряков", и из значения "живущих за счет моря". Под "кормчими кораблей", а также под "плавающими на них" и "моряками" не могут пониматься иные, чем доставляющие предметы, названные выше товарами, которые они собирают в своих сокровищницах, а также во владениях, и взамен получают себе молитвы и благословения, как заслуги, и прочее, чего они желают для своих душ. И когда говорится о таковых, то ясно, что под "всеми кормчими" понимаются высшие из них, под "всеми плавающими на кораблях" – все, подчиняющиеся им по должности, а под "моряками" – низшие. Что "кораблями" означаются познания добра и истины, которые являются духовными товарами, может быть видно выше (п. 406). Здесь товары природные, но взамен они получают духовные вещи, так они думают. "Всеми живущими за счет моря" означаются все, кем бы они не были, которые любят и принимают это вероисповедание или признают и почитают его в сердце. Поэтому "морем" означается это вероисповедание, так как "море" означает внешнее Церкви, как может быть видно выше (п. 238, 290, 403-405, 470, 565, 659, 661), а это вероисповедание является абсолютно внешним. Подобное означается следующими словами у Исаии:
Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святой Израилев: ради вас Я послал в Вавилон, и сокрушил все запоры и Халдеев, кричавших с кораблей. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю (Ис. 43:14, 16).
Говорится "крик на кораблях", также как здесь, что "они стояли вдали и кричали с кораблей". И также у Иезекииля: