4. "Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: Аминь! Аллилуйя!"
означает поклонение Господу как Богу неба и земли и как Судье вселенной ангелами высших небес, и подтверждение Его благодарения, признания и прославления ангелами низших небес.
5. "И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все слуги Его и почитающие Его"
означает наитие от Господа на небо, следовательно единодушие ангелов, чтобы все, состоящие в истинах веры и в добре любви, поклонялись Господу как Единому Богу неба.
"Малые и великие"
означает тех, кто по истинам веры и благам любви поклоняются Господу в меньшей или большей степени.
6. "И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, и как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель"
означает радость ангелов низшего неба, ангелов среднего неба и ангелов высшего неба, что Один Господь царствует в Церкви, которая ныне должна явиться.
7. "Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо настал брак Агнца"
означает радость души и сердца, и затем прославление Господа, что отныне может совериться Его полное супружество с Церковью.
"И жена Его приготовила себя"
означает, что принадлежащие к этой Церкви, которая есть Новый Иерусалим, собираются, озаряются и наставляются.
8. "И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый"
означает, что принадлежащие к Новой Церкви Господа наставляются Господом в подлинных и чистых истинах через Слово.
"Виссон же есть праведность святых"
означает, что через истины Слова те, которые принадлежат к Церкви Господа, обретают добро жизни.
9. "И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца"
означает одного Ангела, посланного с небес Иоанну и говорящего с ним о Новой Церкви Господа, сказавшего, что на земле дано знать, что принимающие то, что принадлежит этой Церкви, имеют жизнь вечную.
"И сказал мне: сии суть истинные слова Божьи"
означает, что этому нужно верить, ибо это исходит от Господа;
10. "Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай этого; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса; Богу поклонись"
означает, что нельзя поклоняться и призывать ангелов небесных, поскольку ничто Божественное не принадлежит им, но что они сообщаются как братья с братьями с теми людьми, которые служат Господу вместе с ними.
"Ибо свидетельство Иисуса есть дух пророчества"
означает, что признание Господа за Бога неба и земли и, в то же время, жизнь по Его заповедям составляют в универсальном смысле все, содержащееся в Слове и затем в учении.
11. "И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый"
означает духовный смысл Слова, открытый Господом, и внутреннее понимание Слова, раскрытое таким образом, которое является пришествием Господа.
"И сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует"
означает Господа относительно Слова, которое есть само Божественное Благо и сама Божественная Истина, ими обоими Он производит суд.
12. "Его глаза как пламень огненный"
означает Божественную Мудрость Божественной Любви Господа.
"И на голове Его много диадем"
означает Божественные Истины Слова, от Него исходящие.
"Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого"
означает, что никто не видит, каково Слово в его духовном и небесном смысле, кроме Господа и того, кому Он Сам это открывает.
13. "Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божье"
означает Божественную Истину в конечном смысле или Слово в буквальном смысле.
14. "И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый"
означает ангелов в Христианском Новом Небе, соединенных с Господом во внутреннем понимании Слова и, таким образом, пребывающих в чистых и подлинных истинах.
15. "Из уст Его исходит острый меч"
означает рассеяние неправд учением, исходящим от Господа.
"Чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным"
означает, что истинами буквального смысла слова и рассуждениями Он убедит всех, состоящих в мертвой вере.
"Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя"
означает, что Господь один претерпел все зло Церкви и все насилие, причиненное Слову, таким образом, Ему Самому.
16. "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих"
означает, что Господь учит в Слове, каков Он, что Он есть Божественная Истина Божественной Мудрости и Божественное Благо Божественной Любви, таким образом, что Он есть Бог вселенной.
17. "И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посреди неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию"
означает, что Господь из Божественной Любви и, следовательно, из Божественной Ревности призывает и собирает всех, пребывающих в расположении к духовной истине и размышляющих о небе, к Новой Церкви и к соединению с Собой, таким образом, к жизни вечной.
18. "Чтобы пожрать плоти царей, плоти сильных, плоти тысяченачальников плоти коней и сидящих на них, плоти всех свободных и рабов, и малых и великих"
означает усвоение благ от Господа через истины Слова и учение, происходящее оттуда, во всяком смысле, степени и роде.
19. "И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы вести войну с сидящим на коне и с воинством Его"
означает, что все внутренне злые, исповедующие одну веру, их лидеры и их сторонники будут нападать на Божественные Истины Господа в Его Слове и наваждать тех, которые будут принадлежать к Новой Церкви Господа.
20. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший знамение перед ним, которым он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его образу"
означает всех, исповедывавших одну веру и бывших внутренне злыми, мирян и простой народ, также как духовенство и ученых, которые рассуждениями и удостоверениями, что одна вера является единственным средством спасения, приводили других к принятию этой веры и к жизни по ней.
"Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою"
означает, что все они, как были, брошены в ад, где пребывают любовь лжи и, в то же время, вожделения зла.
21. "А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его"
означает, что все, состоящие в различных ересях среди Реформаторов, не жившие по заповедям Господа в Слове, которые они знали, погибнут, будучи судимы по Слову.
"И все птицы напитались их плотью"
означает, что адские гении как бы питаются похотями их зла, составляющими их соби.
803 [Стих 1] "После этого я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: Аллилуйя!" означает благодарение, исповедание и прославление Господа ангелами низших небес за удаление Вавилонян. "Многочисленным народом на небе" означаются ангелы низших небес. "Голосом, говорящим Аллилуйя" означается благодарение, исповедание и прославление ими Господа. "Аллилуйя" на еврейском языке означает "хвала Богу", следовательно, это был голос благодарения, исповедания и прославления Господа от сердечной радости, как видно из следующих цитат:
Благослови, душа моя, Господа! Аллилуйя! (Пс. 103:35).
Благословен, Господь, Бог Израилев, от века и до века!
И да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя! (Пс. 105:48).
Но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя! (Пс. 115:18).
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя! (Пс. 150:6);
кроме того, в других местах (Пс. 105:45; 106:1; 111:1; 112:1; 113:1, 9; 116:19; 117:2; 135:3; 148:1, 14; 149:1, 9; 150:1). Что это происходило по причине отдаления Вавилонян, ясно из предшествующей главы, в которой говорится о Вавилонянах. Потому сказано "после этого". Это также ясно из следующих мест этой главы (в стих. 2 и 3). Что под "многочисленным народом на небе" понимаются ангелы низших небес, видно из стиха 4 этой главы, в котором говорится, что "двадцать четыре старца и четыре животных поклонились Сидящему на престоле, говоря: Аминь! Аллилуйя", где под последними понимаются ангелы высших небес.
804. "Спасение и слава, и честь и сила Господу Богу нашему" означает, что ныне настало спасение от Господа, ибо ныне совершается принятие Божественной Истины и Божественного Блага по Его Божественной власти. "Спасением Господу Богу нашему" означается признание и исповедание, что спасение происходит от Господа. "Славой и честью Господу Богу нашему" означается признание и исповедание, что от Господа происходит Божественная Истина и Божественное Благо, следовательно их принятие (п. 249, 629, 693). "Силой Господу Богу нашему" означается признание и исповедание, что власть принадлежит Господу. Говорить, что спасение, слава, честь и власть принадлежат Господу, соответствует буквальному смыслу, как также в других местах, что благословение принадлежит Господу; но в духовном смысле это значит говорить, что это все пребывает в Господе, а также происходит от Господа. Здесь духовный смысл состоит в том, что ныне это содержится в ангелах и в людях; ибо удалены и отвергнуты Вавилоняне, которые изменяли, ослабляли и препятствовали наитию от Господа. Они подобны черным тучам в мире, появляющимся между солнцем и людьми, ибо также как свет мирского солнца изменяется, ослабевает и задерживается вмешательством черных туч, так и свет небесного Солнца, который есть Господь, изменяется темными и черными искажениями, происходящими от Вавилонян. Это совершенно подобно, за исключением того, что одно природно, а другое духовно. В духовном мире ложности видятся темными и черными тучами по их качествам. В этом также состоит причина, по которой только после Последнего Суда открывается духовный смысл Слова и та истина, что Один Господь есть Бог неба и земли. Ибо Последним Судом удаляются как Вавилоняне, так и Реформаторы, исповедавшие одну веру. Их ложности были подобны темным тучам, стоящим между Господом и людьми на земле, а также походили на холода, отнимающие духовное тепло, которое есть любовь к добру и к истине.