Не зайдет уже солнце Твое, и луна Твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя
вечным светом (Ис. 60:20).
Солнце, которое не зайдет, есть любовь и мудрость от Господа.
Скала Израиля сказал мне: когда владычествующий над людьми справедлив, то он подобен
утреннему свету при восходе солнца на безоблачном небе (2 Цар. 23:3, 4).
"Скала Израилева" есть Господь.
Престол его, как солнце (Пс. 88:37).
Это говорится о Давиде, но под "Давидом" там понимается Господь.
И будут боятся Тебя, пока пребудут солнце и луна, во дни его процветает праведник, и будет обилие мира, пока не престанет луна. Будет имя его вовек; пока пребывает солнце, благословятся в нем все народы (Пс. 71:5, 7, 17).
Это также говорится о Господе. Ибо на небе перед ангелами Господь является как Солнце, поэтому:
И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце.
Одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:1, 2).
Также это сказано о сильном Ангеле, сходящем с неба, что:
Он касался облаков, и лицо его как солнце (Откр. 10:1).
Также о жене, что она была обличена в солнце (Откр. 12:1).
Здесь также "солнце" есть любовь и мудрость от Господа; "жена" – Церковь, называемая Новым Иерусалимом. Таким образом, под "солнцем" понимается Господь относительно Любви и Мудрости; что это обозначено "солнцем", видно в следующих отрывках:
Вот, приходит день Господа лютый, солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
Я накажу мир за зло, и нечестивых - за их беззаконие (Ис. 13:9-11).
Посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле.
И покраснеет луна, и устыдиться солнце (Ис. 24:21, 23).
И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком,
и луна не будет светить светом своим, и на землю твою наведу тьму (Иез. 32:7, 8).
День Господа, день тьмы и мрака, солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет (Иоиль 2:10).
Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень (Иоиль 2:31).
Близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут (Иоиль 3:14, 15).
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны
и третья часть звезд, и третья часть дня не светла была (Откр. 8:12).
Солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь (Откр. 6:12).
Вышел дым из большой печи и помрачилось солнце (Откр. 9:2).
В этих отрывках под "солнцем" не понимается солнце мира, но Солнце ангельского неба, которое есть Божественная Любовь и Мудрость Господа. О них говорится, что они "темнеют", "меркнут", "помрачаются", "скрываются", когда есть неправды и зло в человеке. Из этого следует, что подобное понималось под словами Господа, когда Он говорил о кончине века, которая есть последнее время Церкви:
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
и звезды спадут с неба (Мф. 24:29; Мк. 13:24, 25).
Так же как в этих отрывках:
Зайдет солнце над пророкам, и потемнеет день над ними (Мих. 3:5, 6).
И будет в тот день: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Ам. 8:9).
Родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее (Иер. 15:9).
Это говорится об Иудейской Церкви, которая "испустит дух", то есть погибнет. "Солнце зайдет" означает, что не будет больше любви и милосердия. Как сказано у Иисуса, что:
Стой, солнце над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав. 10:12, 13).
Считается, что это было исторически, но это пророчество, поскольку оно заимствовано из книги Праведного, которая была пророческой книгой, поскольку говорится:
Не это ли написано в книге Праведного? (Стих 13).
Ту же самую книгу упоминает Давид, как пророческую книгу (2 Цар. 1:17, 18). Подобное также сказано у Аввакума:
Вострепетали горы; солнце и луна остановились на месте своем (Авв. 3:10, 11).
Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется (Ис. 60:20).
Остановить солнце и луну значило бы уничтожить вселенную. Так как Господь относительно Божественной Любви и Мудрости понимается под "солнцем", поэтому древние на их святом богослужении стояли лицом к восходу солнца, и их храмы также стояли лицом в том направлении, и этот обычай все еще сохраняется. Что под "солнцем" в этих отрывках не понимается солнце мира, видно из того, что считалось отвратительным и мерзким поклоняться солнцу и луне мира; как видно в Чис. 25:1-4; Втор. 4:19; 17:3, 5; Иер. 8:1, 2; 43:10, 13; 54:17-19, 25; Иез. 8:16; таким образом, под "солнцем мира" понимается любовь к себе и гордость собственного разума. Кроме того, любовь к себе прямо противоположна Божественной Любви, а гордость собственного разума противоположна Божественной Мудрости. Поклоняться солнцу мира значит также признавать природу за Творца, и что все создано ее собственным благоразумием; а это, по сути, является отречением от Бога и отречением от Божественного Провидения.
54. [Стих 17] "И когда я увидел Его, то пал к Его ногам, как мертвый" означает слабость собственной жизни в присутствии Господа. Собственная жизнь человека не выдерживает присутствия Господа, каким Он бывает Сам в Себе, ни даже каким Он бывает в сокровенных началах Своего Слова; ибо Его Божественная Любовь подобна солнцу, каково оно в самом себе, которого никто не может выдержать, не сгорев. Это понимается под словами, что:
Человек не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх. 33:20; Чис. 14:14).
Поэтому, Господь является ангелам на небе как Солнце, находясь вдали от них, как солнце мира отдалено от людей. Ибо Господь в этом Солнце пребывает в Себе Самом. Однако, Господь удерживает и умеряет Свою Божественность так, чтобы человек мог выдержать Его присутствие. Это совершается покровами. Так было, когда Он открывал Себя многим в Слове. Он присутствует через покров с каждым, кто поклоняется Ему, ибо Сам Он говорит у Иоанна:
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, приду к нему и обитель у него сотворю (Ин. 14:21, 23).
Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4, 5).
Из этих высказываний ясно, почему Иоанн, когда увидел Господа в такой славе, "пал к Его ногам, как мертвый"; как также почему три ученика, когда они увидели Господа в Славе, погрузились в сон, и облако скрыло их (Лк. 9:32, 34).
55. "И Он положил Свою десницу на меня" означает тогда вдохнутую Им жизнь. Господь положил на него правую руку, потому что соединение совершается через прикосновения рук. Ибо жизнь души, а затем тела помещается в руках, а через них в кистях. Поэтому Господь Своей рукой касался тех, кого Он возрождал к жизни и исцелял (Мк. 1:31, 41; 7:32, 33; 8:22-26; 10:13, 16; Лк. 5:12, 13; 7:14; 18:15; 22:51); Он также коснулся учеников после того, как они увидели преображенного Иисуса, и пали на свои лица (Мф. 17:6, 7). Происхождение этого таково, что присутствие Господа в людях есть присоединение, таким образом, соединение через прикосновение, и это прикосновение становится ближе и полнее в той степени, в которой человек любит Господа, то есть исполняет Его заповеди. Из этих немногих суждений можно заключить, что положить Свою правую руку на него означает вдохнуть Свою жизнь в него.
56. "И сказал мне: не бойся!" означает восстановление и поклонение тогда в глубоком смирении. Что это есть восстановление в жизнь, следует из предшествующего (п. 55), и что это есть поклонение в глубоком смирении, ясно, поскольку он пал к ногам Господа. И так как святой страх овладел им, когда он был восстановлен, Господь сказал: "Не бойся". Святой страх, который иногда соединяется со священным трепетом внутренних начал, принадлежащих духу, проявляется в том, что волосы встают дыбом; это происходит, когда входит жизнь от Господа вместо своей собственной жизни. Собственная жизнь состоит в обращении от себя к Господу, но жизнь от Господа – в обращении от Господа к Господу, но как бы от себя. Когда человек пребывает в этой жизни, он видит себя как ничто, и видит тогда только Господа. Даниил был в этом святом страхе, когда он видел Мужа, одетого в льняные одежды и препоясанного золотом из Уфаза, его тело было подобно топазу, лицо подобно молнии, его глаза, как горящие светильники, его руки и ноги, как блеск полированной меди; увидев его, Даниил сделался как бы мертвым, и рука коснулась его, и было сказано: "Не бойся, Даниил" (Дан. 10:5-12). Подобное произошло с Петром, Иаковом и Иоанном, когда Господь преобразился, и лицо Его было как солнце, а одежды сделались, как свет, отчего они также пали на свои лица и весьма испугались. Тогда Иисус, подойдя, коснулся их и сказал: "Не бойтесь" (Мф. 17:6, 7). То же Господь сказал женщинам, которые увидели Его у гробницы: "Не бойтесь". И также Ангел, лицо которого было подобно молнии, а одежда бела как снег, сказал тем женщинам: "Не бойтесь" (Мф. 27:3-5). Ангел также сказал Захарии: "Не бойся" (Лк. 1:12, 13). Подобным образом Ангел сказал Марии: "Не бойся" (Лк. 1:30). Также Ангел сказал пастухам, которых озарила слава Господа: "Не бойтесь" (Лк. 2:9, 10). Подобный святой страх объял Симона при чудесном лове рыб, и поэтому он сказал: "Отойди от меня, ибо я – грешный человек, Господи". Но Иисус сказал ему: "Не бойся" (Лк. 5:8-10); и в других местах. Это приведено, чтобы было известно, почему Господь сказал: "Не бойся" Иоанну, и что под этим понимается восстановление, а затем поклонение в глубоком смирении.
57. Что "Я Первый и Последний" означает, что Он Один Бесконечен и Вечен, и поэтому Он - Единый Бог, было установлено выше (п. 13, 29, 38).
58. [Стих 18] "И живой" означает, Кто Один есть Жизнь, и от Кого Одного исходит Жизнь. Иегова в Слове Ветхого Завета называет Себя Живым и Живущим, ибо Он Один живет; так как Он есть Сама Любовь и Сама Мудрость, которые составляют Жизнь. Что есть только одна Жизнь, которая есть Бог, и что ангелы и люди суть приемники жизни от Него, в обилии показано в книге: "Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости". Иегова называет Себя Живым и Живущим у Ис. 38:18, 19; Иер. 5:2; 12:16; 16:14, 15; 23:7, 8; 46:18; Иез. 5:11. Господь есть Жизнь даже в отношении Божественной Человечности, потому что Отец и Он – Одно. Поэтому Он говорит: