Жизнь, которая наитствует, есть жизнь, исходящая от Господа, также называемая Духом Божьим и Духом Святым в Слове, о котором также говорится, что он озаряется, животворит и действует в человеке. Но эта жизнь различна и видоизменяется в соответствии с организацией, введенной в человека его любовью и мировоззрением. Что всякое добро любви и милосердия, всякая истина мудрости и веры воздействуют, а не пребывают в человеке, вы можете также знать из того, что думающий, что добро и истина содержатся в человеке от сотворения, не может думать иначе, как что Бог Сам вошел в человека, и таким образом, что люди отчасти могут быть богами. Однако, думающие так по вере становятся дьяволами и испускают зловония подобно трупам.
Кроме того, что такое действие человека, как не действие души, ибо чего только душа хочет, и о чем она мыслит, то производит своими органами тела, поэтому, когда душа управляется Господом, то и действие управляется также Им; душа же и затем действие управляются Господом тогда, когда в него веруют. Если бы этого не было, то скажите, если только можете, для чего Господь в Слове тысячу и тысячу раз повелевал, чтобы человек любил ближнего, совершал бы добрые дела милосердия, приносил плоды, подобно дереву, и исполнял бы заповеди, и все это для того, чтобы спастись. Также, почему Он сказал, что человек будет судиться по действиям или делам; творящий добрые дела – к небу и к жизни, а творящий злые дела – к аду и к смерти. Как Господь мог это говорить, если бы все, исходящее от человека, было бы заслужливым и потому злым? Поэтому знайте, что если душа является милосердием, то действие также является милосердием, но если душа есть одна вера, которая также есть вера, отдельная от духовного милосердия, то действие также есть эта вера, а такая вера заслужлива, поскольку ее милосердие природно, а не духовно. Иначе с верой милосердия, ибо милосердие не желает иметь заслугу, и следовательно не делает это его вера".
Услышав это, сидевшие под лавровым деревом сказали: "Мы понимаем, что ты сказал правду, но несмотря на это мы не понимаем". На это я им отвечал: "Что я сказал правду, вы понимаете по общему постижению, которое человек имеет от небесного света, когда он слышит какую-либо истину, но вы не понимаете по собственному постижению, которое человек имеет от света мира. Два постижения, а именно, внутреннее и внешнее, или духовное и природное, составляют одно у мудрых. Вы также можете из них составить одно, если обратитесь к Господу и удалите зло". Поскольку они поняли это, я сорвал несколько ветвей с лаврового дерева, под которым они сидели, и подав им, спросил: "Думаете ли вы, что это от меня или от Господа?" Они ответили, что думают, что "это через меня, как бы от меня". И тогда ветви начали распускаться в их руках. Но когда я отходил, я увидел кедровый стол, на котором лежала книга, под зеленеющим маслиничным деревом, вокруг ствола которого обвился виноград. Я взглянул, и вот, это была книга, мною написанная, под названием "Ангельская Мудрость о Божественной Любви и Божественной Мудрости", а также "О Божественном Провидении"; я сказал, что в этой книге вполне показано, что человек является приемником жизни, а не самой жизнью.
После этого происшествия я пошел из этого сада домой, и ангельский дух был со мной. По дороге он сказал мне: "Если ты хочешь ясно увидеть, что есть вера и милосердие, и что такое вера, отдельная от милосердия, и вера соединенная с милосердием, то я покажу тебе это перед твоими глазами". Я ответил: "Покажи". Он сказал: "Вместо веры и милосердия думай о свете и теплоте, и ты ясно увидишь; ибо вера в своей сущности есть истина, происходящая от мудрости, а милосердие в своей сущности есть склонность, происходящая от любви; истина же мудрости на небе есть свет, а склонность любви на небе есть теплота. Свет и теплота, в которых пребывают ангелы, являются именно этим. Отсюда ты можешь ясно видеть, что такое вера, отдельная от милосердия, и что такое вера, соединенная с милосердием. Вера, отдельная от милосердия, подобна зимнему свету, вера же, соединенная с милосердием, подобна весеннему свету. Зимний свет, который является светом, лишенным теплоты, поскольку он соединен с холодом, совершенно обнажает деревья от листьев, замораживает землю, убивает траву и леденит воды. Но весенний свет, который является светом, соединенным с теплотою, выращивает деревья, сначала одевая их листьями, затем цветами и, наконец, плодами. Он раскрывает и размягчает землю, чтобы она производила травы, зелень, цветы и кустарники, а также растапливает льды, чтобы из источников могли течь воды.
Это совершенно сходно с верою и милосердием. Вера, отдельная от милосердия, все умерщвляет, вера же, соединенная с милосердием, все оживляет. Оживление и умерщвление может быть видимо в жизни нашего духовного мира, ибо вера здесь является светом, а милосердие теплотой. Где есть вера, соединенная с милосердием, там есть райские сады, цветники и лужайки в своей приятности соответственно соединению. Но где есть вера, отдельная от милосердия, там даже нет травы, а если и есть зелень, то это колючки, ежевика и крапива. Теплота и свет, исходящие от Господа, как от Солнца, производят это в ангелах и духах, и следовательно вне их". Недалеко от нас тогда стояли несколько человек из духовенства, которых ангельский дух называл оправдателями и освятителями людей одной верою, а также тайноведцами. Мы рассказали им все это и объяснили так, чтобы они могли увидеть, что это так. Но когда мы спросили их, так ли это, они отвернулись и сказали: "Мы не слышали". Но мы закричали, говоря: "Тогда послушайте!" На что они, закрыв уши обеими руками, завопили: "Мы не хотим слышать!"
1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2. И я, Иоанн, увидел святый город Новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: вот, скиния Бога с людьми, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4. И отрет Бог всякую слезу с глаз их, и смерти не будет уже; ни горя, ни вопля, ни бремени уже не будет, ибо прежнее прошло.
5. И сказал Сидящий на престоле: вот, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
6. И Он сказал мне: cовершилось! Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серой. Это смерть вторая.
9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе невесту, жену Агнца.
10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога.
11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису, сияющему как прозрачный кристалл.
12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; и на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
13. К востоку трое ворот, к северу трое ворот, к югу трое ворот, и к западу трое ворот.
14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
15. Говорящий со мной имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
17. И измерил стену его во сто сорок четыре локтя, мерою человеческой, какова мера и Ангела.
18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями:
20. Основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халцедон, четвертое – изумруд, пятое – сардоникс, шестое – сердолик, седьмое – хризолит, восьмое – берилл, девятое – топаз, десятое – хризопраз, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист.
21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.
22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.
23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.
24. Спасенные племена будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
25. Ворота его не будут закрываться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь племен.
26. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны в книге жизни у Агнца.
В этой главе говорится о состоянии небес и Церкви после Последнего Суда.
Что после него через Новое Небо будет существовать Новая Церковь на земле,