означает, что состоящие в истинах, происходящих из блага любви от Господа, будут непрерывно приниматься в Новый Иерусалим, ибо там нет никакой лжи веры.
"И принесут в него славу и честь племен"
означает, что входящие принесут в себе исповедание, признание и веру, что Господь есть Бог неба и земли, и что всякая истина Церкви и всякое добро религии исходит от Него.
26. "И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи"
означает, что в Новую Церковь Господа, которая является Новым Иерусалимом, не будет принят никто, оскверняющий добро, фальсифицирующий истины Слова и творящий зло по утверждению, а также неправды.
"А только те, которые написаны в книге жизни у Агнца"
означает, что не иные принимаются в Новую Церковь, которая является Новым Иерусалимом, а только верующие в Господа и живущие по Его заповедям в Слове.
876. [Стих 1] "И увидел я новое небо и новую землю" означает, что Господом было образовано новое небо из Христиан, которое ныне называется Христианским небом, где пребывают поклоняющиеся Господу и живущие по Его заповедям в Слове, следовательно имеющие милосердие и веру; на этом же небе пребывают все Христианские младенцы. Под "новым небом" и "новой землей" понимается не природное небо, видимое глазами, и не природная земля, населенная людьми, но духовное небо и земля этого неба, где пребывают ангелы. Что понимается это небо и земля этого неба, всякий видит и признает, если может в некоторой степени отвлечься от чисто природной и вещественной идеи, когда читает Слово. Ясно, что понимается ангельское небо, потому что сразу в следующем стихе говорится, что он "увидел святой город Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего". Под этим не понимается никакой сходящий Иерусалим, но Церковь; Церковь же на земле сходит от Господа с ангельского неба, потому что ангелы небесные и люди земли во всех предметах Церкви составляют одно (п. 626). Из этого может быть видно, как природно и вещественно мыслили и думали те, которые из этих и из следующих слов в этом стихе составили для себя догматическое положение о разрушении мира и о новом творении всего. Об этом новом небе несколько раз говорилось в "Откровении", особенно в главах 14 и 15. Оно называется Христианским небом, так как отличается от древних небес, которые состоят из людей Церкви до пришествия Господа. Эти древние небеса, расположены над Христианским небом; ибо небеса подобны пространствам, одно над другим. То же со всяким небом, ибо каждое небо в себе различается на три неба, самое внутреннее или третье, среднее или второе, и нижнее или первое. Подобно и с этим Новым Небом. Я видел пребывающих там и говорил с ними. В этом новом Христианском небе пребывают все те, которые от первого установления Христианской Церкви поклонялись Господу и жили по Его заповедям в Слове, которые пребывали в милосердии и вере от Господа через Слово и, таким образом, состояли не в мертвой вере, но в живой вере. Об этом небе может быть видно выше (п. 612, 613, 626, 631, 659, 661, 845, 846, 856). В этом же небе пребывают также все Христианские младенцы, ибо они были воспитаны ангелами в двух сущностях Церкви, которые являются признанием Господа за Бога неба и земли, и жизнью по заповедям Десятисловия.
877. "Ибо прежнее небо и прежняя земля миновали" означает небеса, созданные не Господом, но теми, которые пришли в духовный мир из Христианского мира, эти небеса были полностью рассеяны в день Последнего Суда. Что эти небеса, а не другие понимаются под "прежним небом" и "прежней землей", может быть видно выше (п. 865), где объяснялись такие слова:
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля (Откр. 20:11).
Там было показано, что этими словами означается всеобщий Суд, совершенный Господом над всеми прежними небесами, в которых пребывали состоящие в гражданском и нравственном добре, но не в духовном добре, то есть подражавшие Христианам во внешних началах, но во внутренних началах бывшие дьяволами; эти небеса вместе с их землями были полностью рассеяны. Более об этих небесах может быть видно в небольшой работе "О Последнем Суде", изданной в Лондоне в 1758 году, и в работе "Продолжение о Последнем Суде", изданной в Амстердаме. Нет необходимости добавлять более здесь.
878. "И моря уже нет" означает подобное рассеяние внешнего неба, составленного из Христиан, начиная с первого установления Церкви, после изъятия и спасения записанных в книге жизни Господа. "Море" означает внешние пределы неба и Церкви, в которых пребывают простые, мыслившие природно и несколько духовно о предметах Церкви. Небо, в котором они пребывают, называется внешним, как может быть видно (п. 238, 398 в конце, 403, 404, 466, 470, 659, 661). Здесь под "морем" понимаются внешние пределы неба, составленные из Христиан, начиная с первого установления Церкви. Но внутренние пределы Христианского неба были полностью созданы Господом за некоторое время перед Последним Судом, а также после него, что можно видеть из глав 14 и 15, где об этом говорится, и из главы 20 стихи 4, 5, объяснения которых можно видеть. Причина, почему это не совершилось ранее, состояла в том, что дракон и его два зверя, осуществляя господство в мире духов, горели страстью соблазнить всякого, кого только могли, и поэтому собирать простых в какое-либо небо было опасно. О разделении добрых от драконистов, об осуждении последних и об их низвержении в ад говорилось во многих местах и, наконец, в главе 19 стих 20 и в главе 20 стих 10; и после этого сказано, что "море отдало мертвых, бывших в нем" (стих 13), под чем понимаются внешние и природные люди Церкви, созванные на суд, как может быть видно выше (п. 869), записанные же в книге жизни Господа тогда были спасены, там об этом говорится. Здесь понимается это "море". В других местах, где говорится о Христианском Новом Небе, сказано, что оно простиралось к "морю", как бы стеклянному, смешанному с огнем (глава 15:2). Этим "морем" также означается внешнее небес, составленных из Христиан (смотрите объяснение, п. 659-661). Из этого можно заключить, что словами "моря уже нет" означается, что внешнее небес, составленных из Христиан от первого установления Церкви, подобным образом было рассеяно после того, как записанные в книге жизни Господа были забраны и спасены. О внешнем небес, составленных из Христиан, начиная с первого установления Церкви, мне было дано много знать, но теперь не время говорить об этом; можно лишь сказать, что прежние небеса, которые перешли в день Последнего Суда, были позволены ради бывших в этих внешних небесах или в "море", потому что они были соединены внешними началами, но не внутренними, о чем может быть видно выше (п. 398). Небо, в котором пребывают внешние люди Церкви, называется "морем", потому что их место обитания в духовном мире издали кажется как бы в море; поскольку небесные ангелы, которые являются ангелами высшего неба, обитают как бы в эфирной атмосфере; духовные ангелы, которые являются ангелами среднего неба, обитают как бы в воздушной атмосфере; а природные ангелы, которые являются ангелами низшего неба, обитают как бы в водной атмосфере, которая издали кажется морем, как было сказано. Вот, почему внешнее начало небес понимается под "морем" также во многих других местах в Слове.
879. [Стих 2] "И я, Иоанн, увидел святой город Новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба" означает Новую Церковь, которая должна быть установлена Господом в конце прежней, и которая будет сообщаться с Новым Небом и будет пребывать в Божественных истинах относительно учения и жизни. Иоанн здесь упоминает о себе, говоря "я Иоанн", потому что им, как апостолом, означается добро любви к Господу, следовательно добро жизни; и поэтому он был любим более остальных апостолов и на вечере возлежал у груди Господа (Ин. 13:23; 21:20); также как и Церковь, о которой теперь говорится. Что "Иерусалимом" означается Церковь, может быть видно в следующем параграфе. Она называется "городом" и описывается как город из-за учения и жизни по нему, ибо "город" в духовном смысле означает учение (п. 194, 712). Он называется "святым" по Господу, который Один Свят, и по Божественным истинам, происходящим из Слова от Господа, в тех, которые называются "святыми" (п. 173, 586, 666, 852); он называется "новым", потому что Сидящий на престоле сказал: "Вот, творю все новое" (стих 5); и говорится "сходящий от Бога с неба", потому что он нисходит от Господа через Новое Христианское Небо, о котором говорится в 1 стихе этой главы (п. 876), ибо Церковь на земле создается Господом через небо так, чтобы они могли действовать как одно и быть соединенными вместе.
880. В Слове под "Иерусалимом" понимается Церковь, поскольку в земле Ханаанской, а не в другом месте, был храм, алтарь, и там обычно приносились жертвы, следовательно совершалось само Божественное служение. По этой причине там обычно каждый год праздновались три праздника, на которые повелевалось приходить всякому мужчине со всей земли. Поэтому "Иерусалимом" означается Церковь в отношении богослужения, и следовательно также Церковь в отношении учения, поскольку богослужение предписано в учении и совершается в соответствии с ним. Также потому, что Господь был в Иерусалиме и учил в его храме, и затем прославил Свою Человечность там. Что под "Иерусалимом" понимается Церковь в отношении учения и затем богослужения, ясно из многих отрывков в Слове, например из этих слов у Исаии:
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет как свет, правда его,
как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари - славу твою; и назовут тебя
новым именем, которое нарекут уста Господа; и будешь венцом славы в руке Господа Бога
твоего. Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Вот, грядет Спаситель твой,