901. [Стих 13] "К востоку трое ворот, к северу трое ворот, к югу трое ворот и к западу трое ворот" означает, что познания истины и добра, в которых они обретают духовную жизнь с неба от Господа, и которыми совершается вход в Новую Церковь, существуют для состоящих более или менее в любви или в расположении к благу и для состоящих более или менее в мудрости или в расположении к истине. Здесь "вратами" означаются познания истины и добра, в которых пребывает духовная жизнь с неба от Господа, поскольку на воротах было двенадцать Ангелов, и были написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, которыми означается эта жизнь в тех познаниях, как ясно из объяснения выше (п. 900). Что "ворота" означают познания истины и добра, которым совершается вход в Новую Церковь, может быть видно выше (п. 899). Там было трое ворот к востоку, трое к северу, трое к югу и трое к западу, потому что "востоком" означается любовь и расположение к благу в высшей степени, следовательно, более; "западом" означается любовь и расположение к благу в низшей степени, следовательно, менее; "югом" означается мудрость и расположение к истине в высшей степени, таким образом, более; а "севером" означается мудрость и расположение к истине в низшей степени, таким образом, менее. Они означаются "востоком", "западом", "югом" и "севером", потому что Господь является Солнцем духовного мира, и перед Ним находится восток и запад, а юг и север расположены по сторонам, юг – справа, север – слева. Поэтому, пребывающие в любви к Господу и следовательно в большем расположении живут на востоке, пребывающие в этом менее находятся на западе, состоящие же более в мудрости, происходящей от расположения к истине, живут на юге, тогда как состоящие в этом менее живут на севере. Что места обитания ангелов небесных находятся в таком порядке, может быть видно в работе "О Небе и аде", изданной в Лондоне в 1758 (п. 141-153). Причина, по которой было трое ворот с каждой стороны, состоит в том, что "три" означает все (п. 400, 505).
902. [Стих 14] "Стена города имеет двенадцать оснований" означает, что Слово в буквальном смысле содержит все, принадлежащее учению Новой Церкви. "Стеной города" означается Слово в буквальном смысле (п. 898); а "двенадцатью основаниями" означается все, принадлежащее учению Церкви. "Основаниями" означаются положения учения, а "двенадцатью" означается все. Церковь также основывается на учении, ибо она учит, как мы должны верить, и как мы должны жить, учение же должно быть почерпнуто только из Слова. Что оно происходит из буквального смысла слова, видно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 50-61). Так как все, принадлежащее учению означается "двенадцатью основаниями города Нового Иерусалима", и Церковь становиться Церковью на основании учения, поэтому о ее основаниях особо говориться ниже (стихи 19, 20). В Слове несколько раз упоминаются "основания земли", но под ними не понимаются основания земли, но основания Церкви, так как "земля" означает Церковь (п. 285); а основания Церкви являются ничем иным, как положениями, происходящими из Слова, называемыми догматами учения; ибо само Слово закладывает основы Церкви. Положения учения, происходящие из Слова также означаются "основаниями" в этих отрывках:
Разве вы не уразумели из оснований земли? (Ис. 40:21).
Я вложу слова Мои в уста твои, чтобы устроить небеса и утвердить землю (Ис. 51:16).
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются (Пс. 81:5).
Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него (Зах. 12:1).
Господь зажег на Сионе огонь, который пожрал основания его (Плач 4:11).
Нечестивые натянули лук, чтобы во тьме стрелять в праведных сердцем,
когда разрушены основания (Пс. 10:2, 3).
Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд
с народом Своим (Мих. 6:2).
Окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. Зземля сокрушается,
земля распадается, земля сильно потрясена (Ис. 24:18-20).
Кроме того, в других местах, как Ис. 14:32; 48:13; 51:13; Пс. 23:2; 101:26; 103:5, 6; 2 Цар. 22:8, 16. Не мыслящий о том, что "земля" означает Церковь, может мыслить природно, по сути вещественно там, где он читает "основания земные". Это подобно тому, что было бы, если бы он не мыслил, что "город Иерусалим" здесь означает Церковь, читая о "стене", "воротах", "основаниях", "улицах", "его размерах" и о другом, что описывается в этой главе "городом", между тем, как все это принадлежит Церкви, следовательно, не должно пониматься вещественно, но духовно.
903. "И на них имена двенадцати Апостолов Агнца" означает все, принадлежащее учению, происходящему из Слова, о Господе и о жизни по Его заповедям. "Имена двенадцати Апостолов Агнца были написаны на его основаниях", потому что "двенадцатью Апостолами" означается Церковь Господа в отношении всех ее качеств (п. 79, 233, 790), здесь в отношении всех положений ее учения, поскольку их имена "были написаны на двенадцати основаниях", которыми означаются всё, принадлежащее учению Нового Иерусалима (п. 902). "Двенадцатью именами" означается всякое ее качество, а всякое ее качество относится к двум положениям в учении и затем в Церкви: о Господе и о жизни по Его заповедям. Все, принадлежащее учению Нового Иерусалима, относится к этим двум положениям, поскольку они составляют его общие основы, от которых зависят все частности, и они являются сущностями, от которых исходят все формальности, следовательно, они являются как бы душой и жизнью всего ее учения. Хотя их два, но одно нельзя отделять от другого, ибо отделить их значило бы отделить Господа от человека, а человека от Господа, тогда престала бы существовать Церковь. Эти два положения соединены подобно двум скрижалям Закона, из которых одна содержит то, что принадлежит Господу, а другая – человеку. Поэтому они называются заветом, а "завет" означает соединение. Подумайте, что было бы с этими скрижалями Закона, если бы осталась только первая, а вторая отсутствовала бы. Не было бы ли это, как будто Бог не видит человека или как будто человек не видит Бога, и как будто один отдаляется от другого. Это было сказано для того, чтобы знали, что все, принадлежащее учению Нового Иерусалима, относится к любви к Господу и к любви к ближнему. Любовь к Господу состоит в том, чтобы иметь веру в Господа и исполнять Его заповеди, а исполнение Его заповедей есть любовь к ближнему. Что те любят Господа, которые исполняют Его заповеди, Сам Господь учит у Иоанна (14:21-24); также, что любовь к Господу и любовь к ближнему являются двумя заповедями, из которых состоят Закон и Пророки (Мф. 22:37-40). Под "Законом и Пророками" понимается Слово во всей своей полноте.
904. [Стих 15] "Говорящий со мной имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его" означает, что Господь дает пребывающим в добре любви способность понимания и познания, какова Новая Церковь Господа в отношении учения и его вводящих истин, и в отношении Слова, из которого она происходит. "Говорящий со мной" означает Господа, говорящего с неба, ибо Ангел был одним из "семи Ангелов, имеющих семь чаш", о чем говорилось в стихе 9 выше, под которым понимается Господь, говорящий с неба (п. 895). "Тростью" означается сила или способность, происходящая из блага любви, "тростью" – сила и или способность (п. 484), а "золотом" – благо любви (п. 211, 726). "Измерять" означает познавать качество предмета, таким образом, понимать и знать (п. 486). "Городом", который был святым Иерусалимом, означается Церковь в отношении учения (п. 879, 880). "Воротами" означаются познания истины и добра, происходящие из буквального смысла Слова, которые посредством духовной жизни в них являются истинами и благами (п. 899); "стеной" же означается Слово в буквальном смысле, из которого они происходят (п. 898). Из этого ясно, что словами "говорящий со мной имел золотую трость для измерения города и ворот его, и стены его" означается, что Господь дает пребывающим в добре любви способность понимания и познания, какова Новая Церковь Господа в отношении учения и его вводящих истин, и в отношении Слова, из которого она происходит. Что таково значение, совершенно не видно по буквальному смыслу, так как по нему только видно, что один Ангел, говоривший с Иоанном, имел золотую трость для измерения города, ворот и стены. Однако, что другой смысл, который является духовным, содержится внутри, довольно ясно из того, что под "городом Иерусалимом" не понимается никакой город, но Церковь; и поэтому все, что говорится о Иерусалиме как о городе, означает принадлежащее Церкви, а все принадлежащее Церкви в себе духовно. Такой духовный смысл также содержится в сказанном выше в главе 11, где есть такие слова:
И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем (стих 1).
Такой же духовный смысл содержится во всем, что "Ангел измерил тростью" у Иезекииля (гл. 40-48). Также в следующем у Захарии:
Я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его (Зах. 2:1, 2).