Тогда председатель Морон сказал: "Идите в мир". Последовали одобрения, среди которых было следующее кардинала Лотаринского и отцов: "Все мы так верим, все мы с этим согласны, все мы соглашаемся и подписываемся под этим. Это есть вера блаженного Петра и Апостолов, это вера Отцов, это вера православных. Да будет так, Аминь, Аминь, Анафема всему телу еретиков. Анафема, Анафема".
Постановления этого собора являются такими, какие были приведены в начале этой работы в резюме, в которых, однако, вряд ли есть хоть одна истина. Это приведено для того, чтобы было известно, что Реформаторы сохранили от этого вероисповедания слепую веру, отдельную от разумения; и сохраняющие ее уже не могут быть просвещены в Божественных Истинах Господа. Пока разумение удерживается в повиновении вере, или разумение удаляется от видения истины Церкви, богословие становится только вопросом памяти. А вопрос одной памяти обращается в ничто, подобно всякому вопросу, отрешенному от своего суждения, и погибает из-за своего мрака. Поэтому:
Они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14).
Они слепы, потому что не входят дверью, но другим путем; ибо Иисус сказал:
Я есть дверь, кто войдет мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10:9).
"Находить пажить" значит обучаться, просвещаться и питаться Божественными истинами. Все, не входящие дверью, то есть Господом, называются "ворами" и "разбойниками"; но входящие дверью, то есть Господом, называются "пастырями овец", в той же главе (10:1-2). Поэтому, мой друг, приходи к Господу и убегай от зол, как от грехов, и отвергай одну веру, и тогда твое понимание откроется, и ты увидишь удивительные вещи и будешь потрясен ими.
915. [Стих 20] "Основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халцедон, четвертое – изумруд, пятое – сардоникс, шестое – сердолик, седьмое – хризолит, восьмое – берилл, девятое – топаз, десятое – хризопраз, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист" означает всё, принадлежащее этому учению, происходящему от буквального смысла Слова, в своем порядке у тех, которые непосредственно обращаются к Господу и живут по заповедям Десятисловия, убегая от зол, как грехов; поскольку эти, а не другие пребывают в учении любви к Богу и любви к ближнему, ибо такие две любви являются основами религии. Что "двенадцатью основаниями стены" означается всё, принадлежащее учению Нового Иерусалима, происходящему от буквального смысла Слова, может быть видно выше (п. 902, 914); что "драгоценными камнями" вообще означаются все истины учения, происходящие из Слова, видимые посредством духовного смысла, также видно выше (п. 231, 540, 726, 911, 914). Здесь каждым камнем означается какая-то определенная истина, видимая таким способом. Что Слово в буквальном смысле относительно положений учения соответствует драгоценным камням всякого рода, может быть видно в "Учении Нового Иерусалима о Священном Писании" (п. 43-45). Вообще, есть два цвета, которые сияют в драгоценных камнях, красный цвет и ярко белый цвет. Остальные же цвета, такие как зеленый, желтый, лазурный и многие другие составляются из их видоизменений с черным; красным цветом означается благо любви, а ярко - белым цветом означается истина мудрости. Красный цвет означает благо любви, ибо он происходит от огня солнца, огонь же солнца духовного мира является в своей сущности Божественной Любовью Господа, следовательно благом любви; ярко - белый цвет означает истину мудрости, ибо он происходит от света, исходящего от огня этого солнца, а исходящий свет является в своей сущности Божественной Мудростью, следовательно, истиной мудрости; черный же цвет происходит от их тени, которая есть неведение. Но объяснять подробно, какой род блага и какой род истины означается каждым камнем, было бы слишком утомительно. Однако, чтобы знали, какое благо и какую истину означает каждый камень в этом порядке, смотрите объяснение выше (глава 7 от п. 5-8, п. 349-361), где говориться о двенадцати коленах Израиля. Ибо здесь каждым камнем означается то же, что и там каждым названным коленом, ибо двенадцатью коленами, там описанными, также означаются все блага и истины Церкви и ее учения в своем порядке. Поэтому также в данной главе (стих 14) говорится, что "на двенадцати основаниях написаны имена Апостолов Агнца", а "двенадцатью Апостолами" означается все, принадлежащее учению о Господе и о жизни по Его заповедям (п. 903). Подобное означается этими двенадцатью камнями, что и двенадцатью драгоценными камнями в нагрудном щите Аарона, который назывался Уримом и Туммимом (о чем говорится в Исх. 28:15-21, более детально о котором объяснено в "Тайнах Неба" от п.9856-9882), с различием только, что на последних были имена двенадцати колен Израилевых, а на первых – имена двенадцати Апостолов Агнца. Что основания были из драгоценных камней, также говорится у Исаии:
Бедная, вот, Я положу камни твои на рубине, и сделаю основание твое из сапфиров,
и ворота твои - из жемчужин; все сыновья твои будут научены Господом (Ис. 54:11-13).
Под "бедною" понимается Церковь, установленная Господом у язычников.
У него же:
Так говорит Господь: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный,
краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; и поставлю суд мерилом, и
правду - весами (Ис. 28:16,17).
Поскольку всякая истина учения, происходящая из Слова, основывается на признании Господа, поэтому Господь назван "камнем Израиля" (Быт. 49:24); также "краеугольным камнем, который отвергли строители" (Мф. 21:42; Мк. 12:10, 11; Лк. 20:17, 18). Что краеугольный камень есть камень основания видно у Иеремии 51:26. Господь также в Слове во многих местах назван "скалой", и поэтому под "скалой" Он понимал Себя, когда говорил:
На этой скале Я создам Церковь Мою (Мф. 16:18, 19).
И также, когда Он говорил:
Всякий слушающий слова Мои и исполняющий их, подобен человеку, строящему дом,
который положил основание на скале (Лк. 6:47, 48; Мф. 7:24, 25).
"Скалой" означается Господь в отношении Божественной Истины Слова. Что все, принадлежащее Церкви и ее учению относится к этим двум положениям, что нужно обращаться прямо к Господу и жить по заповедям Десятисловия, убегая от зол, как от грехов, и что все, содержащееся в учении, относится к любви к Богу и к любви к ближнему, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Милосердии, где это изложено в своем порядке.
916. [Стих 21] "А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины" означает, что признание и познание Господа соединяет в одно все познания истины и блага, происходящие из Слова, и вводит в Церковь. "Двенадцатью воротами" означаются вообще познания истины и блага, которыми человек вводится в Церковь (п. 899, 900). "Двенадцатью жемчужинами" также означаются познания истины и блага вообще (п. 727). Вот, почему врата были жемчужинами. "Каждые ворота были из одной жемчужины", потому что все познания истины и блага, обозначенные "воротами" и "жемчужинами", относятся к одному познанию, которое их содержит, и это "познание" есть познание Господа. Говорится "одно познание", хотя есть множество познаний, составляющих это "одно познание", ибо познание Господа есть всеобщее во всем, что принадлежит учению и следовательно Церкви. Все богослужение получает от него свою жизнь и душу, потому что Господь есть во всем, что принадлежит небу и Церкви, и следовательно во всем, что принадлежит богослужению. Признание и познание Господа соединяет все познания истины и блага, происходящие из Слова в одно, потому что есть связь всех духовных истин, и, если вы захотите поверить, их связь подобна связи всех членов, внутренностей и органов тела. И поэтому, как душа всех их содержит в порядке и связи, чтобы они чувствовались как одно, подобным образом Господь содержит все духовные истины в человеке. Что Господь есть сама дверь, которой нужно войти в Церковь, а затем в небо, Он Сам учит у Иоанна:
Я есть - Дверь, кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10:9).
И что признание и познание Его и является самой "жемчужиной", понимается под словами Господа у Матфея:
Царство Небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который найдя одну
драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13:45, 46).
"Одна драгоценная жемчужина" является признанием и познанием Господа.
917. "Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло" означает, что всякая истина этой Церкви и ее учения пребывает в форме блага любви, наитствующего вместе со светом, исходящим с неба от Господа. Это подобно сказанному о самом городе (стих 18 выше), что он "был чистое золото, подобен чистому стеклу", чем означается, что все, принадлежащие этой Церкви, есть благо любви, наитствующее вместе со светом с неба от Господа, как может быть видно (п. 912, 913), с различием только, что здесь говорится об "улице города", которая такова, "улицей же города" означается истина учения Церкви (п. 501). Что всякая истина учения Церкви, происходящая из Слова, пребывает в форме блага любви, может видно выше (п. 906, 908).
918. [Стих 22] "Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец" означает, что в этой Церкви не будет ничего внешнего, отделенного от внутреннего, так как будут обращаться, поклоняться и почитать Одного только Господа в Его Божественной Человечности, от Которого исходит все, принадлежащее Церкви. Под словами "храма же я не видел в нем" не понимается, что в Новой Церкви, которая есть Новый Иерусалим, не будет храма, но что в ней не будет внешнего, отдельного от внутреннего. Это потому, что "храмом" означается Церковь в отношении богослужения, а в высшем смысле – Сам Господь в отношении Божественной Человечности, Которому нужно поклоняться, как может быть видно выше (п. 191, 529, 585); и поскольку всё в Церкви исходит от Господа, поэтому говорится "Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец", чем означается Господь в Его Божественной Человечности. Под "Господом Богом Вседержителем" понимается Господь от вечности, Который есть Сам Иегова, "Агнцем" же означается Его Божественная Человечность, как часто говорилось выше.