Иисус сказал: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки
воды живой (Ин. 7:38).
Иисус сказал: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода,
которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).
Жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр. 21:6; 22:17).
Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр. 7:17).
В тот день живые воды потекут из Иерусалима; Господь будет Царем над всею землею;
в тот день будет Господь един, и имя Его - едино (Зах. 14:8, 9).
"Живыми водами" или "водами жизни" там означаются Божественные Истины, исходящие от Господа.
933. [Стих 2] "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды" означает, что в самых внутренних началах истин учения и следовательно жизни в Новой Церкви пребывает Господь в Своей Божественной Любви, от Которого происходит всякое добро, творимое человеком по казательности как бы от себя. "Посреди" означает в самом внутреннем и затем во всем вокруг (п. 44, 383). "Улицей" означается истина учения Церкви (п. 501, 917). "Рекой" означается Божественная Истина в изобилии (п. 409, 932). "По ту и по другую сторону ее" означает справа и слева, истина справа означает то, что пребывает в ясности, а слева – то, что пребывает в неясности; ибо юг на небе, которым означается истина в ясности, является справа, а север, которым означается истина в неясности, находится слева (п. 901). "Деревом жизни" означается Господь в отношении Божественной Любви (п. 89). "Плодами" означается добро любви и милосердия, называемое добрыми делами, о чем говорится в следующем параграфе. "Двенадцать" означает все, и говорится о добре и об истинах Церкви (п. 348). Из всего этого, собранного в одно значение, следует, что "посреди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды" означает, что в самых внутренних началах учения и жизни в Новой Церкви пребывает Господь в Своей Божественной Любви, и от Которого исходит всякое добро, творимое человеком по казательности как бы от себя. Это происходит с теми, которые непосредственно обращаются к Господу и убегают от зол, потому что они есть грехи, следовательно, которые будут в Новой Церкви Господа, то есть в Новом Иерусалиме; ибо те, которые не обращаются непосредственно к Господу, не могут быть соединены с Ним, ни также с Отцом, и следовательно не могут пребывать в любви, исходящей от Божественности; ибо стремление к Нему соединяет, не разумное стремление только, но разумное стремление, происходящее от расположения воли, расположение же воли не даруется, если человек не исполняет Его заповеди; и поэтому Господь говорит:
Кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня; и Я приду к нему и обитель у него
сотворю (Ин. 14:21-24).
Говорится, в самых внутренних началах учения и следовательно жизни в Новой Церкви, потому что в духовных началах все предметы существуют и происходят из самого внутреннего, как от огня и света в центре к окружностям; или как от солнца, также пребывающего в центре, тепло и свет исходят во Вселенную. Так происходит в малейшем и в величайшем. Поскольку означается самое внутреннее начало всякой истины, поэтому говорится "посреди улицы и реки", а не на каждой стороне реки, хотя это понимается. Что от Господа, пребывающего в самом внутреннем, существует и происходит всякое добро любви и милосердия, ясно из слов Самого Господа у Иоанна:
Иисус сказал: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы,
если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит
много плода, ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:4-6).
934. Что "плодами" означается добро, творимое человеком по любви или милосердию, известно и не требует подтверждений из Слова, так как читатель не понимает ничего иного под "плодами" в Слове. Под "плодами" понимается добро любви или милосердия, потому что человек уподобляется дереву и также называется "деревом" (п. 89, 400). Что "плоды" означают добро любви или милосердия, которое в обычной речи называется добрыми делами, можно подтвердить из следующих отрывков:
Топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящего доброго плода,
срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10; 7:16-20).
Нет доброго дерева с худым плодом, и нет худого дерева с добрым плодом;
Всякое дерево познается по плоду своему (Лк. 6:43, 44).
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает,
чтобы более принесла плода. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15:2-8).
Порождения ехиднины, сотворите достойный плод покаяния (Мф. 3:8).
Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего,
который и бывает плодоносен (Мф. 13:23).
Иисус сказал ученикам: Я вас избрал, чтобы вы приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15:16).
Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней,
и не нашел; и сказал виноградарю: сруби ее: зачем она землю занимает? (Лк. 13:6-9).
Хозяин дома отдал свой виноградник виноградарям, и когда приблизилось время плодов, они убили слуг, которых он посылал к ним, и подобно поступил с сыном. Тогда он отдаст виноградник другим, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Поэтому, отнимется от вас Царство Божье и дано
будет народу, приносящему плоды (Мф. 21:33-35, 38-41, 43);
кроме того, во многих других местах.
935. "Дающее на каждый месяц плод свой " означает, что Господь производит добро в человеке в соответствии с каждым состоянием истины в нем. "Месяцем" означается состояние жизни человека относительно истины, о чем следует далее. Словами "давать плод" означается производить добро. Что "плоды" суть добро любви и милосердия, было показано выше (п. 934); а поскольку Господь производит их в человеке по сущности, хотя кажется, что человек творит их как бы от себя, как говорилось выше (п. 934), то видно, почему сказано, что Господь производит их из самого внутреннего, пребывая в нем. Но необходимо сказать о том, как нужно понимать, что Господь производит добро милосердия в человеке в соответствии с состоянием истины в нем. Тот, кто верит, что человек творит добро, принимаемое от Господа и называемое духовным добром, очень обманывается, если в нем нет истин из Слова. Добро без истин не есть добро, а истины без добра не истинны в человеке, хотя в себе они истинны. Ибо добро без истины подобно воли человека без разумения, эта воля не есть человеческая, но подобна звериной или подобна вырезанной статуе, произведенной мастером. Но добрая воля вместе с разумом становится человеческой по состоянию разума, через который она проявляется. Ибо состояние жизни в каждом человеке таково, что его воля может творить что-либо только через разум, разум же может мыслить только через волю. Также с добром и истиной, ибо добро принадлежит воле, а истина – разуму. Из этого ясно, что добро, производимое Господом в человеке, соответствует состоянию истины в нем, от чего происходит разум. Это означается словами, что "дерево жизни каждый месяц дает плод свой", потому что "месяц" означает состояние истины в человеке. Что состояния жизни означаются всеми временами, как то: часы, дни, недели, месяцы, годы, века, может быть видно (п. 476, 562). "Месяцами" означаются состояния жизни относительно истин, потому что под "месяцами" понимаются времена, определяемые луной, а "луна" означает истину разумения и веры (п. 332, 413, 414, 419). Подобное понимается под "месяцами" в этих отрывках:
Благословит Господь землю Иосифа вожделенными плодами от солнца
и вожделенными произведениями луны (Втор. 33:14).
Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу, будет приходить всякая
плоть пред лицо Мое на поклонение (Ис. 66:23).
Вследствие значения "месяца", который является лунной мерой, "жертвы совершались в начале каждого месяца или новой луны" (Чис. 29:6; Ис. 1:14). И тогда обычно "трубили в трубы" (Чис. 10:10; Пс. 80:4); и повелевалось "соблюдать месяц Авив, в котором обычно праздновалась Пасха" (Исх. 12:2; Втор. 16:1). "Месяцами" означаются состояния истины, а в противоположном смысле – состояния лжи в человеке, что видно также выше в "Откровении" (глава 9:5, 10, 15; 11:2; 13:5). Подобное, как здесь, означается "месяцем" у Иез. 47:12.
936. "И листья дерева – для исцеления племен" означают рассудочные истины, которыми состоящие во зле и следовательно во лжи приводятся к тому, чтобы здраво мыслить и правильно жить. "Листьями дерева" означаются рассудочные истины, о которых говорится ниже. "Племенами" означаются состоящие в добре и следовательно в истинах, а в противоположном смысле – состоящие во зле и следовательно во лжи (п. 483). Здесь пребывающие во зле и следовательно во лжи, потому что говорится "для их исцеления", пребывающие же во зле и следовательно во лжи не могут быть исцелены Словом, потому что они не читают его; но если они имеют сильное суждение, они могут быть исцелены рассудочными истинами. Подобное приведенному в этом стихе означается следующими словами у Иезекииля: