939. Что под словами "видеть лицо Господа" не понимается видеть Его лицо, но познавать и признавать каков Он в отношении Его Божественных свойств, которых множество, и что соединенные с Ним любовью познают Его и так видят Его лицо, можно заключить из следующих отрывков:
К чему Мне множество жертв, когда вы приходите являться перед лицом Моим? (Ис. 1:11, 12).
Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица твоего, Господи (Пс. 26:8).
Восклицаем к твердыне спасения нашего, предстанем лицу Его со славословием (Пс. 94:1, 2).
Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс. 41:3)
Пусть они не являются пред лицом Моим (Исх. 23:15).
Пойдем молиться лицу Господа (Зах. 7:21, 22; Мал. 1:9).
Яви светлое лицо Твое рабу Твоему (Пс. 30:17).
Кто покажет нам благо? Яви нам свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7).
Они ходят во свете лица Твоего, Господи (Пс. 88:16).
Боже! Восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся! (Пс. 79:4, 8, 20).
Боже, будь милостив к нам, и благослови нас; освети нас лицом Твоим (Пс. 66:2).
Благословит тебя Господь, и сохранит тебя, обратит Господь лицо Свое на тебя,
и даст тебе мир; призрит Господь на тебя светом Своим и помилует тебя (Чис. 6:24-26).
Ты укрываешь их под покровом лица Твоего (Пс. 30:21).
Ты положил тайное наше пред светом лица Твоего (Пс. 89:8).
Хлеба на столе в скинии полагались перед лицом Господа (Исх. 25:30; Чис. 4:7).
Часто говорится, что Иегова скрывается, а также, что Он отвращает Свое лицо, как в этих отрывках:
За их беззакония Я сокрыл лицо Мое от города сего (Иер. 33:5; Иез. 7:22).
Грехи ваши отвращают лицо Господа от вас (Ис. 59:2).
Лицо Господа рассеет их (Плач 4:16).
Господь сокроет лицо Свое от них, поскольку они злодействуют (Мих. 3:4).
Ты сокрыл лицо Твое (Пс. 29:8; 43:25; 103:29).
Я оставлю их и сокрою лицо Мое от них, Я сокрою лицо Мое за все беззакония его,
которые он делает (Втор. 31:17, 18).
Кроме того, в других местах, как Ис. 8:17; Иез. 39:23, 28, 29; Пс. 12:2; 21:25; 26:8, 9; 68:18; 87:15; 101:3; 142:7; Втор. 32:20. В противоположном смысле "лицом Иеговы" означается гнев и отвращение. Это происходит потому, что злой человек отвращается от Господа, и когда он отвращается, ему кажется, будто Господь отвращается и гневается, как видно из следующих мест:
Я обратил лицо Мое против города на зло (Иер. 21:10; 44:11).
Я обращу лицо Мое против того человека и сокрушу его (Иез. 14:7, 8).
Я обращу лицо Мое против них; из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их,
когда обращу против них лицо Мое (Иез.15:7).
Обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть какую-нибудь кровь (Лев. 17:10).
От прещения лица Твоего погибнут (Пс. 59:17).
Лицо Господа против делающих зло (Пс. 33:17).
Я посылаю пред Тобою Ангела, храни себя пред лицом Его, потому что
Он не простит греха вашего (Исх. 23:20, 21).
Рассыплются враги Твои, и погибнут от лица Твоего (Чис. 10:35).
И увидел я Сидящего на престоле, от лица Которого бежало небо и земля (Откр. 20:11).
Что никто не может видеть Господа, каков Он в Самом Себе, как говорилось выше, ясно из этих слов:
Господь сказал Моисею: лица Моего нельзя тебе увидеть, потому что человек
не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33:18-23).
Однако, что Его видели и оставались в живых, ибо это происходило через Ангела, показано в Быт. 32:30; Суд. 13:22, 23; и в других местах.
940. [Стих 5] "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнца, ибо Господь Бог освещает их" означает, что в Новом Иерусалиме не будет никакой лжи веры, и что люди не будут пребывать там в познаниях о Боге из природного света, происходящего от собственного разумения и от славы, возникающей из гордости, но они будут в духовном свете, происходящем из Слова от Одного Господа. Словами "ночи там не будет" означается то же, что выше (глава 21), где есть такие слова: "ворота его не будут закрываться днем, а ночи там не будет" (стих 25); которыми означается, что состоящие в истинах, происходящих из блага любви от Господа, непрерывно принимаются в Новый Иерусалим, поскольку там нет никакой лжи веры (п. 922). Словами: "и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнца, ибо Господь Бог освещает их" означается почти то же, что выше (глава 21), где говорится:
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего;
ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (стих 23);
чем означается, что люди этой Церкви не будут пребывать в любви к себе и в собственном разумении, то есть только в природном свете, но в духовном свете, происходящем от Божественной Истины Слова от Одного Господа (п. 919). Но вместо "луны" там, здесь говорится "светильник"; а вместо "солнца" там, здесь говорится "свет солнца"; "луной" же, так же как и "светильником", означается природный свет, происходящий от собственного разумения, а "светом солнца" означается природный свет, происходящий от славы в результате гордости. Но что же такое природный свет, происходящий от славы, которая является результатом гордости, будет объяснено в нескольких словах. Бывает природный свет, происходящий от славы, которая исходит от гордости, а также не от гордости. Природный свет, происходящий от славы, которая исходит от гордости, имеют пребывающие в любви к себе и следовательно во зле всякого рода; и если они не делают зла из страха потери репутации, и если они даже осуждают его, поскольку оно противно нравственности и общественному добру, они все же не рассматривают его как грех. Они пребывают в природном свете, происходящем от славы, которая является результатом гордости, так как любовь к себе в воле становится гордостью в разуме, а гордость от этой любви может возвышать разумение даже в свет неба. Эта способность дается человеку, ибо он есть человек, и для того, чтобы он мог быть преобразован. Я видел и слышал многих совершенных дьяволов, которые понимали тайны ангельской мудрости, когда слышали и читали их, также как делают это сами ангелы; но сразу же по их возвращении к их собственной любви и затем к их собственной гордости, они не только не понимали ничего из тех тайн, но даже видели противоположности в свете утверждения лжи в себе. Но природный свет, происходящий от славы, которая исходит не от гордости, пребывает у состоящих в удовольствии к службам, происходящем от подлинной любви к ближнему. Их природный свет является также рассудочным светом, внутри которого пребывает духовный свет от Господа. Слава в них исходит от сияния света, наитствующего с неба, где все блистательно и гармонично, поскольку службы на небе сияют ярко. По причине этих служб приятность в понятиях мыслей у них постигается как слава. Она входит через волю и ее блага в разумение и его истины, и проявляется в последнем.
941. "И будут царствовать во веки веков" означает, что они будут в царстве Господа и в соединении с Ним в вечности, это видно из объясненного выше (п. 284, 849, 855), где есть подобные слова.
942. [Стих 6] "И сказал мне: эти слова верны и истинны" означает, что они знают это определенно, ибо Сам Господь сказал, свидетельствуя. Это также видно из объясненного выше (п. 886), где есть подобные слова.
943. "И Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать слугам Своим то, чему надлежит быть вскоре" означает, что Господь, от Которого исходит Слово обоих Заветов, открыл через небо состоящим в истинах, происходящих от Него, то, что подлинно произойдет. "Господь Бог святых пророков" означает Господа, от Которого исходит Слово обоих Заветов; ибо "пророками" означаются те, которые учат истинам из Слова, в общем смысле – истинное учение Церкви (п. 8, 173); в широком же смысле – само Слово. А поскольку Слово означается "святыми пророками", поэтому ими означается Слово обоих Заветов. "Он послал Ангела Своего показать слугам своим то, чему надлежит быть вскоре" означает, что Господь открыл состоящим в истинах, происходящих от Него, то, что подлинно произойдет. "Ангелом" здесь означается небо, как выше (п. 5, 65, 644, 647, 648, 910); "слугами" означаются состоящие в истинах, исходящих от Господа (п. 3, 380, 937); "вскоре" означает подлинно (п. 4); следовательно словами "чему надлежит быть вскоре" означается то, что подлинно произойдет. Здесь "Ангелом" означается небо, потому что Господь говорил через небо с Иоанном, Он также говорил через небо с пророками, и через небо Он говорит с каждым, с кем только говорит. Вот, почему ангельское небо в целом подобно одному Человеку, душа и жизнь которого есть Господь; и поэтому все, что Господь говорит, он говорит через небо, также как душа и дух человека говорят через его тело. Что все ангельское небо, как одно целое, подобно одному Человеку, и что это происходит от Господа, может быть видно выше (п. 5), и в работе "О Небе и Аде", изданной в Лондоне, 1758 (п. 59-86). Также в "Ангельской Мудрости о Божественном Провидении" (п. 64-69, 162-164, 201-104), и в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости" (п. 2, 19, 133, 288). Но я раскрою эту тайну. Господь говорит через небо, но ангелы там не говорят, они даже не знают, что говорит Господь, кроме некоторых из них, пребывающих с человеком, через которых Господь открыто говорит с небес, как, например, с Иоанном и с некоторыми из пророков. Ибо наитие Господа через небо подобно наитию души через тело. Хотя тело говорит и действует, а также чувствует нечто в результате наития, однако же, тело нисколько не действует от себя как само по себе, а приводится в действие. Мне дано было знать из многих опытов, что речь и фактически всякое наитие Господа через небо на людей – подобно этому. Ангелы небесные, а также духи под небесами ничего не знают о человеке, также как человек ничего не знает о них, ибо состояние духов и ангелов духовно, а людей – природно. Эти два состояния соединяются исключительно через соответствия, а соединение через соответствия производит, что они вместе бывают в чувствах, но не в мыслях; поэтому один ничего не знает о другом, то есть человек не знает о духах, с которыми он соединен относительно чувств, ни духи не знают о человеке, ибо то, что не находится в мышлении, а только в чувстве, не известно, поскольку оно не проявляется и не видно. Один Господь знает мысли людей.