948. [Стих 11] "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще" означает состояние всех в частности после смерти, и перед судом каждого, и вообще перед Последним Судом; когда у пребывающих во зле отнимется добро, а у состоящих в неправдах отнимутся истины, тогда как, с другой стороны, зло будет отнято у пребывающих в добре, и неправды будут отняты у состоящих в истинах. "Неправедным" означается пребывающий во зле, а "праведным" – пребывающий в добре (п. 668). "Скверным" или нечистым означается состоящий в неправдах (п. 702, 728, 924), а "святым" означается состоящий в истинах (п. 173, 586, 666, 852). Из этого следует, что словами "неправедный пусть еще делает неправду" означается, что пребывающий во зле еще более будет во зле, а словами "нечистый пусть еще сквернится" означается, что состоящий в неправдах еще больше будет в неправдах; с другой стороны, что словами "праведный да творит правду еще" означается, что пребывающий в добре будет еще больше в добре, а словами "святой да освящается еще" означается, что состоящий в истинах будет еще больше в истинах . Это означает, что добро будет отнято у пребывающих во зле, и истины будут отняты у состоящих в неправдах, тогда как, с другой стороны, зло будет отнято у пребывающих в добре, и неправды будут отняты у состоящих в истинах, ибо насколько добро отнимается у пребывающего во зле, настолько более он пребывает во зле, и насколько истины отнимаются у состоящего в неправдах, настолько более он состоит в неправдах, тогда как, с другой стороны, насколько зло забирается у человека, пребывающего в добре, настолько более он в добре, и насколько неправды забираются у состоящих в истинах, настолько более он состоит в истинах. Со всеми после смерти происходит то или другое, ибо таким образом злые приготавливаются к аду, а добрые – к небу; так как злой человек не может приносить с собой в ад добро и истины, также не может добрый человек приносить с собой зло и неправды в небо, поскольку так смешались бы небо и ад. Но должно быть определенно известно, что понимается внутреннее зло и внутреннее добро. Так как внутренне злые могут быть внешне добрыми, потому что они могут действовать и говорить подобно добрым, как делают лицемеры; а внутренне добрые могут иногда внешне быть злыми, поскольку они могут внешне делать зло и говорить неправды, однако же они раскаиваются и желают научиться истинам. Это то же, что говорит Господь:
Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется
и то, что имеет (Мф. 13:12; 25:29; Мк. 4:25; Лк. 8:18; 19:26).
Это происходит со всеми после смерти перед судом над ними. Вообще же это произошло с теми, которые или погибли, или были спасены в день Последнего Суда, ибо до совершения этого не мог быть произведен Последний Суд, причина состояла в том, что пока злые удерживали добро и истины, они были соединены относительно внешних начал с ангелами низшего неба, хотя они должны были быть отделены. Это то, что было предсказано Господом (Мф. 13:24-30 и 38-40), объяснение чего смотри выше (п. 324, 329, 343, 346, 398). Из этого ясно, что означается в духовном смысле словами "неправедный пусть еще делает неправду, нечестивый пусть еще сквернится, праведный пусть творит правду еще, и святой да освящается еще". Подобное означается такими словами у Даниила:
Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова эти до последнего времени. Многие
Очистятся, убелятся; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет
этого никто из нечестивых; а мудрые уразумеют (Дан. 12:9, 10).
949. [Стих 12] "Вот, иду скоро, и награда Моя со Мной, чтобы воздать каждому по делам его" означает, что Господь подлинно придет, и что Сам Он есть небо и счастье вечной жизни в каждом в соответствии с верой в Него и жизнью по Его заповедям. "Вот, иду скоро" означает, что Он подлинно должен прийти, то есть произвести суд и установить Новое Небо и Новую Церковь. Что "скоро" означает подлинно, может быть видно (п. 4, 943, 944, 947). "Моя награда – со Мной" означает, что Сам Господь есть небо и счастье вечной жизни. Что "награда" есть небо и вечное счастье, может быть видно (п. 526). Что это есть Сам Господь, может быть видно ниже. "Воздам каждому по делам его" означает по соединению с Господом через веру в Него и через жизнь по Его заповедям. Таково значение, потому что "добрыми делами" означается милосердие и вера во внутренних началах, и в то же время их проявление во внешних началах. А поскольку милосердие и вера исходят от Господа и соответствуют соединению с Ним, то ясно, что они означают. Таким образом это согласуется с первым утверждением. Что добрые дела суть милосердие и вера во внутренних началах, и в то же время проявление их во внешних началах, может быть видно выше (п. 641, 868, 871). Что милосердие и вера не исходят от человека, но от Господа, известно; а поскольку они исходят от Господа, то они соответствуют соединению с Ним, соединение же с Ним совершается верой в Него и жизнью по Его заповедям. Под верой в Него понимается упование, что Он спасет, упование же это имеют те, которые обращаются к Нему непосредственно и убегают от зол, как от грехов; другим оно не дается. Говорится "Моя награда со Мной", чем означается, что Он Сам есть небо и счастье вечной жизни, ибо "награда" – есть внутренне блаженство, называемое миром, и внешняя радость, происходящая от него. Это исходит единственно от Господа, а то, что исходит от Господа, не только от Него исходит, но также составляет Его Самого, ибо Господь не может извлекать ничего из Самого Себя, чтобы не составляло Его Самого; поскольку Он вездесущ в каждом человеке по соединению, соединение же бывает по принятию, а принятие – по любви и мудрости, или, если вы хотите, по милосердию и вере, милосердие же и вера соответствуют жизни, а жизнь бывает по соответствию с отвращением от зла и лжи, отвращение от зла и лжи происходит через познание, что есть зло и ложь, и затем через покаяние и в то же время обращение к Господу. Что "награда" не только исходит от Господа, но также есть Сам Господь, видно из мест в Слове, где говорится, что те, которые соединены с Ним, пребывают в Нем, и Он в них, как можно видеть у Иоанна (14:20-24; 15:4, 5 до конца; 17:19, 21, 22, 26) и в других местах, что было показано выше (п. 883); а также, где говорится, что Дух Святой пребывает в них; а Дух Святой и есть Господь, ибо это есть Его Божественное присутствие; и также, когда молятся, чтобы Господь обитал в них, учил их, вел их, направлял язык проповедовать, а тело творить добро, кроме того, многое другое, ибо Господь есть Сама Любовь и Сама Мудрость. Эти два не содержатся в каком-либо месте, но пребывают там, где принимаются и соответствуют с качеством принятия. Но эта тайна может быть понята только состоящими в мудрости, происходящей от принятия света с небес от Господа. Для них предназначалось то, что было написано в двух работах: "О Божественном Провидении" и "О Божественной Любви и Мудрости", в которых было показано, что Сам Господь пребывает в людях в соответствии с принятием, и что нет никакой Божественности отдельно от Него. Ангелы имеют такое понятие, когда мыслят о Божественной Вездесущности, и я не сомневаюсь, что некоторые Христиане также могут иметь подобное понятие.
950. [Стих 13] "Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний" означает, что Господь есть Бог неба и земли, и все на небесах и на земле сотворено Им, управляется Его Божественным Провидением и по нему совершается. Что это и многое другое означается такими словами, может быть видно выше (п. 888).
951. [Стих 14] "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь право на дерево жизни и войти в город воротами" означает, что вечное счастье имеют живущие по заповедям Господа, чтобы они могли быть в Господе, а Господь в них через любовь, и в Его Новой Церкви через познание о Нем. "Блаженными" означаются имеющие счастье вечной жизни (п. 639, 852, 944). "Соблюдать Его заповеди" означает жить по заповедям Господа. "Чтобы иметь право на дерево жизни" означает, чтобы они могли быть в Господе и Господь в них через любовь, то есть ради Господа, о чем следует далее. "Войти в город воротами" означает, чтобы они могли быть в Новой Церкви Господа через познание о Нем. "Воротами" стены Нового Иерусалима означаются познания добра и истины, происходящие из Слова (п. 899, 900, 922), а поскольку "каждые ворота были из одной жемчужины", то, в основном, "воротами" означаются познания о Господе (п. 916); "городом" же, или Иерусалимом, означается Новая Церковь с ее учением (п. 879, 880). Словами "чтобы иметь право на дерево жизни" означается, чтобы они могли быть в Господе, а Господь в них, или ради Господа, поскольку "деревом жизни" означается Господь в отношении Божественной Любви (п. 89, 933), а "правом на это дерево" означается право от Господа, ибо они пребывают в Господе, и Господь в них. Этими словами означается то же, что и утверждением, что они будут царствовать с Господом (п. 284, 849). Что те, которые пребывают в Господе, а Господь в них, имеют всякую власть в такой мере, что могут делать, что только захотят, Сам Господь говорит у Иоанна: